Почему наша система образования больше заточена под девочек, а не под мальчиков?
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Мы воспринимаем женские и мужские школы (и даже классы) как нечто исключительное и, пожалуй, аристократичное. Привыкнув к совместному обучению, мы «дожимаем» своих детей репетиторами и дополнительными заданиями, но не принимаем во внимание их гендерные особенности. И уже не вспоминаем о том, дворяне, стремящиеся обеспечить своим детям качественное образование, обучали их исключительно отдельно. 

В прошлом учитель начальных классов, бизнес-тренер и коуч по развитию эмоционального интеллекта Оксана Терляева рассказывает, какие отличия девочек от мальчиков нужно знать и учитывать родителям и учителям, чтобы не страдала успеваемость.

Предлагаю начать с требований, которая предъявляет сама природа к женщине и мужчине. 

Физиологическим предназначением женщины (вынашивание и рождение потомства, а также забота о нём) определяется её физические отличия от мужчины : большие выносливость и гибкость, большее количество различаемых цветов, запахов, вкусов и звуков, а также больший % содержания жировой прослойки в организме. Кроме того, у женщин хорошо развито периферическое зрение, способность к адаптации и многозадачность — всё для того, чтобы максимально обеспечить сохранность вида (включая две Х-хромосомы, обеспечивающие более высокую устойчивость к генетическим заболеваниям).

Наша система образования больше заточена под девочек 

Женская психика следует за физиологией: наличие большого количества нервных окончаний  вызывает больший, чем у мужчины, поток информации в ощущениях, требующей обработки. Для этого в головном мозге женщины активно развиваются соответствующие участки коры и центры. Именно поэтому женщины отличаются большей эмоциональностью, чувствительностью, привязанностью и даже более развитыми коммуникативными навыками. 

Если утрировать, то чтобы понять, что чувствует женщина, переживая ситуацию, мужчине нужно пережить её 7 раз — именно во столько раз у женщин по сравнению с мужчинами больше нервных окончаний. 

Поэтому девочкам легче говорить, описывать, сочинять и выполнять по аналогии (женщина видит более яркий образ, его легче запомнить и применить), у них быстрее развивается мелкая моторика (им легче красиво писать, рисовать и даже шить), проще даётся контроль над внешностью и порядком вокруг себя. 

Фактически наша система образования с «пиши красиво», «прочитай и перескажи» и «реши по образцу» — почти идеально подходит для девочек. 

Но, если вы хотите, чтобы ваша принцесса успешно реализовалась в карьере, обратите внимание на следующие умения и навыки. 

В абстрактном мышлении — умение выделять главное, наблюдать за «частными случаями» и получать выводы из них «в общем». 

Например: Посмотри на эту последовательность чисел, какую закономерность здесь можно наблюдать?   Что связывает все эти события? Что общего во всех этих ситуациях? Какие выводы можно сделать и почему? 

Например:  Почему у растений пустыни практически нет листьев? Отчего на одиноко стоящих деревьях мох лучше растёт с северной стороны? В чём причина «пробок» на улицах современных городов? 

И, разумеется, развитие пространственно-временного мышления. 

Например: Как изменится лесная полянка на картинке через 10 лет? Как могло выглядеть это болото 50 лет назад? Как может измениться вид современных городов, если  люди научатся телепортироваться? 

Женщинам обычно сложнее видеть перспективу, поэтому этот навык и в статике, и в динамике придётся тренировать. Так же, как и умение вдохновлять, а не приказывать. 

Cовременная школа работает против мужской природы 

Физиология мужчины подчинена идее расширения ареала вида. Мужчины сильнее, быстрее, больше, мобильнее и агрессивнее женщин. У них нет «лишних» нервных образований, поэтому им легче выявить суть, не отвлекаясь на детали, прочесть схему и разобраться в действии механизма. 

А ещё мужчины более уязвимы — начиная с того, что у них вырабатывается меньше антител и тестостерон быстрее «изнашивает» сердечно-сосудистую систему, заканчивая постоянно страдающим самолюбием из-за стремления быть первым (которое, кстати, тоже обусловлено природой). Мальчики легче решают логические задачи, ориентируются в пространстве, находят нестандартные решения и воплощают их в жизнь. 

Сложившаяся система образования, увы, работает «против» естественной мужской природы. От мальчишек, которым природа велит открывать мир, требуют «пересказать», «списать» или «найти ошибку». Девочки, благодаря своей  природе, с такими заданиями справляются быстрее, учатся лучше, их хвалят больше. А мальчишки, которым (от природы!) сложнее описать картину или скопировать рисунок с доски, не говоря о пересказах параграфов, выглядят на фоне одноклассниц печально, и мужское самолюбие страдает. 

А через десяток лет эти самые повзрослевшие девочки с отчаянием в голосе сообщают, что нет вокруг «настоящих мужчин»: никто не хочет ради них «двигать горы», а предпочитают «списать на халяву». Оно и понятно, далеко не каждый мужчина может выдержать «переделку» и остаться самим собой. Ведь природа в случае стресса включает у мужчины только два режима: «удалиться» или «отключиться» (если первый невозможен) — нет у них столько нервов, чтобы долго стресс переносить, в буквальном смысле. Сбежать от женской системы образования мальчикам не позволяют мамы и   воспитательницы- учительницы. Так как же учить мальчиков, чтобы они не «отключались» от учёбы? 

Во-первых, ставьте чёткие цели, а потом разбивайте их на этапы достижения. 

Например: Ты хочешь стать сильным и выносливым? Что для этого нужно делать? Давай разработаем план действий по достижению цели,  будем сверять его выполнение и отмечать результаты в цифрах. 

Во-вторых, учите мальчика анализировать любые задачи с точки зрения достижения цели (у мужчин даже зрение тоннельное, чтобы внимание не рассеивалось на мелочи), а не с точки зрения наличия (это только женщина из имеющегося может сделать салат, платье и скандал). 

Например: В задаче требуется найти общее время. Чтобы найти общее время, что нужно знать? Время 1 и время 2. Время 1 указано, что нужно знать, чтобы найти время 2? Скорость и расстояние. Что у тебя есть? Скорость. А что известно о расстоянии? Как его найти? Теперь ты его знаешь. Для чего ты его находил? Что теперь вычисляешь? Отлично! А зачем тебе было нужно найти время 2? Что теперь находим? Молодец! 

В-третьих, учите вашего рыцаря разбираться в собственных чувствах. Чтобы управлять эмоциями, нужно их знать «в лицо». Познакомьте его с ними. 

Например: Ты сердишься? Ты расстроен? Тебе обидно? Ты доволен? Ты рад видеть? Не надо отвечать за него на эти вопросы, он должен сам научиться идентифицировать свои эмоции и чувства. 

И, кстати, обучите способам снятия стресса: пробежка, занятие любимым делом или пинание дивана, наконец. Мальчик должен сам  выбирать тот способ, который поможет ему обрести душевное равновесие. 

В-четвёртых, научите говорить связно, понятно и ярко. Для этого на хорошо понятную мужчине схему логической последовательности событий попросите сына добавить хотя бы по одному прилагательному в каждое предложение. 

Например: Назови, пожалуйста, предметы, которые ты видишь на картине, дополняя их прилагательными. А теперь озвучь, пожалуйста, какие действия совершают персонажи картины, но также с прилагательными. Опиши, пожалуйста, в нескольких предложениях что происходит на картине, начиная с причины, заканчивая следствием, используя прилагательные для существительных. А теперь наоборот: от следствия к причине, используя прилагательные для глаголов. А теперь, пожалуйста, расскажи в той последовательности, которая тебе больше нравится, но с прилагательными. 

И не забывайте, что мужчины подсознательно стремятся быть лидерами — отмечайте все их достижения и позволяйте разрабатывать и реализовывать собственные проекты, вмешиваясь в этот процесс только в случае реальной опасности. 

Любите ваших детей такими, какие они есть, тогда они будут восхищать вас постоянно.

Источники: nastavnica.by, Ребёнок.BY

835 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

«Успешный руководитель — успешная школа»: интервью с директором ГУО «Подсвильская средняя школа Глубокского района имени Героя Советского Союза П. М. Козлова» Людмилой Ивановной САУЛИЧ

Педагог с 37‑летним стажем работы в одной школе, «Женщина года Витебщины — 2023» в номинации «Успешный руководитель», автор методического пособия «Основы православной кул...
№ 12 (156) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 148
6
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок