Ориентация на рынок труда: как повысить престиж рабочих профессий
Республиканский совет руководителей колледжей прошел в столичном Колледже современных технологий в машиностроении и автосервисе, сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты».
Республиканский совет руководителей колледжей прошел в столичном Колледже современных технологий в машиностроении и автосервисе, сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты».
— Вопросы повышения качества подготовки кадров и развития системы профессионального образования сегодня как никогда остро стоят и перед нами, и перед нанимателями. Ведь количество рабочих и специалистов среднего звена, необходимых нашим предприятиям, из года в год растет.Нам следует планировать количество специалистов, которые будут востребованы через 2—3 года, и рабочих мест для них. Определенная работа колледжами здесь проводится. Причем неплохо работает и наниматель в части подачи заявок в нашу автоматизированную систему «Госзаказ и прием». Видна четкая корреляция цифр приема и заявленной потребности в кадрах. Но и здесь нужно совершенствоваться, чтобы те специальности, которые сегодня нужны, своевременно открывались в колледжах и осуществлялась подготовка высококвалифицированных специалистов, — отметил начальник Главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Пищов.
Он напомнил, что для повышения качества подготовки кадров в стране открыты 52 центра компетенций, где ежегодно обучается порядка 30 тыс. человек.
Сейчас поставлена еще одна важная задача — создать учебно-производственные мастерские на предприятиях, чтобы учащиеся колледжей ознакомились с производством и захотели там остаться работать.
Получить первую профессию
Директор Регионального центра методического обеспечения профессионального образования Брестской области Андрей Ковалевский акцентировал внимание на погружении в профессию школьников в рамках предмета «Трудовое обучение», проводимого на базе колледжей.
— Когда учащиеся школ входят на третью ступень обучения, то предмет «Трудовое обучение» трансформируется в профессиональную подготовку. Это дает возможность освоить определенную профессию, причем на базе наших колледжей. Так, в Брестской области профподготовкой охвачено 36 % учащихся школ — это более 7 тыс. человек. В регионе проводится целенаправленная работа для того, чтобы максимально ориентировать школы для прохождения профподготовки в колледжах. Сегодня 58 %старшеклассников получают свою первую профессию на базе колледжей, — рассказал А. Ковалевский.
По его словам, в колледжах области обучается от 20 школьников и больше. Рекордное количество — в брестском колледже связи (664) и брестском колледже легкой промышленности (754).
В каждом колледже учащиеся осваивают от 1 до 8 профессий. Наибольшее количество профессий предлагают городские учреждения профессионального образования. Среди самых популярных профессий — оператор ЭВМ, швея, агент рекламный, электромонтер. За последние три года было открыто 12 новых профессий.
— Казалось бы, учащиеся, пройдя профподготовку, должны прийти и на дальнейшее обучение в колледжи. Но, к сожалению, не более 3 % возвращается к нам для продолжения обучения профессии. Напрашивается вывод: молодой человек, соприкоснувшись с рабочей профессией и какими-то определенными трудовыми навыками, понимает, что это не его. Это даже хорошо, что не придет немотивированный учащийся. Хотя по опросам после профподготовки обучаться в колледже готовы от 20 до 30 % ребят, но им не удается пройти по смежному баллу наравне с ребятами из профильных классов. Выходом из сложившейся ситуации может стать предоставление преференций тем, кто учился по программам профподготовки для получения среднего специального обучения в виде непрерывного обучения, — внес предложение А. Ковалевский.
В свою очередь представитель Минобразования напомнил, что основной контингент колледжей — выпускники 9-х классов, а набор на основе 11-х классов — минимальный. К тому же на востребованные экономикой специальности его практически нет. В основном 11-классники выбирают медицинские и педагогические колледжи.
Заинтересовать и направить
Профориентационная работа со старшеклассниками должна реализовываться на системной основе, от содержательного информационного просвещения, обоснованного самоопределения к качественному профобразованию и успешному профессиональному старту.
Так, в Минской области работает 37 колледжей, из них 24 — главного управления по образованию Миноблисполкома. Подготовка в них осуществляется по 34 специальностям и 79 квалификациям на уровне ПТО и по 40 специальностям на уровне ССО. С учетом запросов рынка труда ежегодно пересматривается структура подготовки. Школьников информируют о преимуществах профобразования на сайтах, в соцсетях, ТГ-канале «Образование Минщины» и региональных СМИ. Наряду с традиционными профориентационными мероприятиями в области с 2021 г. реализуется проект — профессиональная проба «Учащийся на день» и «Учащийся на неделю» во время каникул. С 2022 г. проводятся ярмарки целевой подготовки.
— Высокий интерес среди учеников 10-х и 11-х агроклассов и педклассов в прошлом учебном году вызвали АГРОфорум аграрной направленности «5 шагов к качеству» и ПЕДфорум «Педагог. Образование. Качество». Они показали свою эффективность, и данная практика будет продолжена. Мы запланировали проведение аналогичных мероприятий для 10-х и 11-х профильных классов инженерной направленности. В марте 2025 г. планируется масштабное мероприятие «Неделя учреждений профессионального образования». Это новый проект, пока работаем над его концепцией, — рассказала начальник отдела дошкольного, общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования главного управления по образованию Минского облисполкома Елена Мартинкевич.
В УССО Гродненской области на постоянной основе проводятся профпробы и мастер-классы по профессиям, направленные на формирование у школьников профессиональных представлений, ознакомление с новыми технологиями, материалами и оборудованием. Для повышения престижа профобразования в молодежной среде, роста осведомленности молодых людей о направлениях образования и обучения в УО Гродненской области в 2023/2024 году организованы областные конкурсы профмастерства по компетенциям «Лучший маляр», «Овощевод» (для учащихся с ОПФР), «Эксплуатация сельскохозяйственных машин», «Продавец», «Эксплуатация, ремонт и обслуживание автомобилей» и др. Регулярно на базе колледжей проводятся ярмарки целевой подготовки с приглашением школьников и заказчиков кадров.
Такие мероприятия способствуют и росту целевой подготовки. Так, за последние два года интерес к ней в Могилевской области вырос в два раза. В числе самых активных организаций по целевому приему в этом году были Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова, «Могилевтрансмаш», «Бобруйскагромаш», «Могилевлифтмаш», «Ольса».
— С 2020 г. мы проводим совместную профориентационную работу с заказчиками кадров, представителями райисполкомов, абитуриентами и их родителями. Как результат, в этом году в число востребованных профессий вошли и ранее мало привлекательные: станочник широкого профиля, оператор станков с программным управлением, лаборант химбаканализа, электрогазосварщик, — отметила главный специалист управления дошкольного, общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования главного управления по образованию Могилевского облисполкома Наталья Шамигова.
Говоря о совершенствовании объемов и структуры подготовки рабочих и специалистов в УССО, заведующая сектором ПТО и ССО комитета по образованию Мингорисполкома Елена Черных подчеркнула, что при формировании контрольных цифр приема, перечня квалификаций, специальностей прежде всего ориентируются на реальный заказ от организаций и предприятий, ситуацию на рынке труда, результаты трудоустройства выпускников.
— В 2025 г. по запросу «Минскстроя» в минском колледже строительства имени В.Г. Каменского планируется открытие квалификации «монтажник легких стальных конструкций», а по запросу «Керамина» подготовка рабочих по специальности «Изготовление санитарно-строительных и керамических изделий» будет открыта в минском колледже ремесленничества и дизайна имени Н.А. Кедышко, — анонсировала Е. Черных.
В настоящее время формируются контрольные цифры приема на 2025 г. с учетом заключенных договоров о взаимодействии с заказчиками кадров, дополнительных заявок предприятий, ориентации на потребности в квалифицированных рабочих кадрах. Понимая сложившуюся ситуацию на рынке труда по востребованным квалификациям, увеличиваются цифры приема в строительной отрасли, в сферах машиностроения, легкой промышленности, общественного питания.
— Мы в первую очередь должны ориентироваться на потребность в специалистах организаций — заказчиков кадров. На данном заседании выступил представитель «Интеграла» и поделился своим опытом взаимодействия с учебными заведениями. Это дало возможность оценить правильность наших действий. Кроме того, со специалистами главных управлений по образованию облисполкомов обсудили результативность профориентационной работы и итоги приемной кампании этого года. Такой обмен мнениями позволяет нам не повторять ошибки и внести своевременные коррективы в планы приема и в стратегию приемной кампании — 2025, — подытожила заместитель начальника Главного управления профессионального образования — начальник управления профессионально-технического и среднего специального образования Минобразования Александра Петрова.
Источник: Издательский дом «Педагогическая пресса»