Где планируют создать образовательный хаб, и кто туда может попасть
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Где планируют создать образовательный хаб, и кто туда может попасть

Министр образования Андрей Иванец стал первым участником проекта «Неслучайные встречи», организованного Республиканским молодежным центром. Какие вопросы больше всего волнуют студенческий актив, узнала корреспондент «Настаўніцкай газеты».

160 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Три десятка лучших студентов отечественных вузов из числа представителей Общественного республиканского студенческого совета, совета молодых ученых при Минобразования, а также послы ЦУР, блогеры и члены проекта «Молодежный лидер» поинтересовались у главы образовательного ведомства, как оптимизировать процесс заселения в общежития, каким образом усилить взаимодействие научных организаций и производств, на что должна быть направлена работа молодежи в период предстоящей электоральной кампании и т. д.

О каком образовательном хабе говорил Президент Беларуси на Республиканском педсовете?

А.И.: Наше министерство разрабатывает проект научно-учебного хаба мирового уровня, который, предположительно, будет создан на базе БГУ. Это будет уникальная среда опережающего образования и развития личности с ультрасовременным кампусом высшей школы нового типа. До 15 марта мы должны Главе государства внести на рассмотрение свои предложения по созданию этого хаба.

В этом новом учебном заведении планируется представить инженерно-технические специальности, а также, возможно, естественно-научные. Вероятнее всего, это будет инженерно-технический, физико-технический институт или университет с несколькими факультетами, но с ограниченным кругом специальностей. Их мы выберем из числа тех, по которым уже ведется обучение в наших вузах. Наборы в хаб собираемся сделать лимитированными, с особыми условиями поступления. Студентов будем отбирать из числа лучших, которые успели заявить о себе, например, на олимпиадах. Но и им предстоит выдержать конкурс и пройти мотивационное собеседование.

Для обучения одаренных студентов привлечем лучших преподавателей страны, а также создадим отдельный кампус. Идея такая: студенты и преподаватели должны жить вместе, чтобы у них была возможность общаться и на лекциях, занятиях, и во внеурочное время. Причем даже если это студенты-минчане, то и они, скорее всего, также будут жить в кампусе. Мы постараемся создать отличное место и для учебы, и для занятия спортом, и для развития творческих способностей. Ведь даже когда у Главы государства спросили, что самое главное в воспитании молодежи, он ответил: «Учеба, спорт и творчество».

Как развивается образовательное взаимодействие с теми странами, с которыми у Беларуси налажено международное сотрудничество?

А.И.: Образование — один из столпов развития международной дипломатии Беларуси. Наиболее активно мы развиваем сотрудничество с КНР. Количество китайских студентов лишь за последний год выросло с 7 до 12 тыс. Причем не только привлекаем абитуриентов из Китая на обучение в наши вузы, но и взаимодействуем на уровне университетов. Так, в ноябре 2023-го была создана белорусско-китайская ассоциация вузов, куда вошли порядка 80 вузов двух стран. В мае в КНР проведено очередное заседание, по итогам которого сформированы 6 кластеров.

Также плотно сотрудничаем с Узбекистаном, Таджикистаном, Кыргызстаном, Казахстаном. Африканский регион сейчас тоже делает ставку на образование. Там понимают, что им необходимо перейти от экономики потребления (переработки полезных ископаемых) к экономике знаний, что они делают в том числе и с нашей помощью.

Какие меры по внедрению искусственного интеллекта в образовательный процесс уже предприняты?

А.И.: Мы понимаем, что технологии искусственного интеллекта используются всеми. Для того чтобы научиться грамотно их применять, хотим ввести определенный курс хотя бы на один семестр для студентов всех университетов. Ведь в очень скором времени рутинную работу по обработке больших данных, ее анализу и систематизации будет делать программа системного обеспечения, и мы к этому должны быть готовы.

В ряде инженерно-технических вузов страны уже начаты соответствующие курсы. Наша задача — внедрить технологии искусственного интеллекта разумно, чтобы каждый будущий специалист понимал, как ему их использовать в его работе и последующей профессиональной деятельности.

Что делается для повышения престижа педагогической профессии?

А.И.: Мне кажется, первое и самое главное — учитель должен уважать сам себя, и тогда все к нему будут также относиться. Второе — педагог должен быть мегапрофессионалом, чтобы ученики понимали: таких знаний, как у него, они не получат нигде. К тому же нужно быть безукоризненным и обладать хорошими психолого-педагогическими знаниями и навыками, чтобы найти подход к каждому. Третье — необходимо усилить административную ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей.

Высшее образование должно стать более узкоспециализированным?

А.И.: Мне кажется, та сложившаяся специализация и практика, которая была еще в советское время, правильная. Тогда были технологические университеты со своей специализацией, которая во многом и сейчас сохранилась. Например, у БГУТ специализация — пищевая промышленность, ВГТУ — легкая промышленность, ГГТУ — механизация сельского хозяйства и машиностроение, БрГТУ — архитектура, градо- и дорогостроительство, и это правильно. Если начнем открывать новые специальности в тех вузах, где нет нужных преподавателей, то получим слабых специалистов.

Если говорить о фундаментальном образовании, то я глубоко уверен, что БГУ нужно сохранять таким, какой он есть. Это классика. Например, физфак БГУ не для инженеров, а для подготовки фундаментальных физиков для науки. БГУ — это в первую очередь кузница ученых, потому что в советское время 80 % выпускников этого университета распределялось в научные организации.

Более 3,5 тыс. учебных программ и планов в вузах были скорректированы за 4 месяца.

Мы будем стараться вернуть профилизацию тем вузам, которые ее имели. В этом году прекратили набор по 23 специальностям в региональных непрофильных университетах. При этом сохраним фундаментальное образование там, где оно должно быть.

Проект «Неслучайные встречи» предусматривает неформальное общение студентов с профессионалами и экспертами в разных областях. В ближайшее время активисты встретятся с Игорем Карпенко и Олегом Гайдукевичем.

Источник: Издательский дом «Педагогическая пресса» 

160 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Электронный сборник готовых решений «Питание»

Питание в учреждении образования всегда находится на особом контроле. Руководителю приходится вникать во множество параметров и технологических процессов, чтобы обеспечив...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 489
6

Как разработать план мероприятий по охране труда

В том, чтобы здоровью и жизни работников в процессе выполнения трудовых задач ничего не угрожало, заинтересованы все: и работодатель, и сам работник. Каждая организация д...
№ 7 (151) 2024 Штейнер Алексей,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 968
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок