Что изменилось в школе в этом году и при чем тут перегибы на местах
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Что изменилось в школе в этом году и при чем тут перегибы на местах

Совмин официально запретил ставить контрольные на понедельник и ввел еще ряд требований, чтобы упростить жизнь школьника. В пресс-центре Sputnik обсудили новые нормы и попытались разобраться с основными проблемами системы образования.

990 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ставить контрольные на понедельник уже нельзя, зато можно превращать уроки в "пары", отметили участники круглого стола, который прошел в среду в мультимедийном пресс-центре Sputnik. 

В августе Совет министров Беларуси принял постановление, регламентирующее устройство, размещение, эксплуатацию и содержание учреждений образования. Проще говоря, создали свод правил, который бы помог школьникам чувствовать себя комфортнее во время уроков и на переменах – меньше перетруждаться и волноваться, больше отдыхать.



"Разработка данного документа была обусловлена поручением президента Республики Беларусь", – рассказала в пресс-центре заведующая отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Алла Малахова.

Она отмечает: особенных новшеств в данном документе нет, но так как он утвержден постановлением Совета министров, указанные нормы обязательны для выполнения. Над документом работали год, и в результате теперь учителя обязаны выстраивать график школьников таким образом, чтобы по понедельникам у ребят не было контрольных и чтобы на физкультуре каждый получал нагрузку в соответствии со своим состоянием здоровья.

Эти и другие новшества, которые призваны сделать учебный процесс максимально комфортным для школьников, специалисты обсудили в пресс-центре Sputnik.

Не только уроки, но и пары

Постановление Совмина разработано на основании уже существовавших раньше санитарных норм и правил.

"Это документ концентрирует в себе основные требования. Ряд требований общие для всех видов учреждений, а ряд — как дополнительные, касающиеся только данного вида учреждений", – пояснила Малахова.

Среди новшеств, которые могут заметить школьники, – сдвоенные предметы у старшеклассников. В Республиканском центре гигиены предлагали поставить "пары" и у восьмиклассников, но Минобразования выступило против.

Это не новый опыт – в Лицее БГУ такая практика уже существует, и, признается Малахова, лицеистам она нравится. Если на день запланировано три пары вместо шести уроков, то и домашней работы будет меньше.

Кстати, не во всех школах уроки должны быть по сорок пять минут. Так, например, на загрязненных территориях нашей страны продолжительность урока для начальных классов решено снизить до 35 минут, для 5-11 классов – до 40 минут. И теперь это требование закреплено в постановлении Совмина и обязательно к выполнению.

"Основная мысль, вокруг которой все вертится, – образовательный процесс и воспитание должны быть организованы с учетом необходимости сохранения здоровья обучающихся, поддержания их работоспособности в течение учебного дня, недели, года, обеспечения двигательной активности", – отметила Алексеева.

Она пояснила – начинать нужно с мелочей: мебели, освещения, исключения перегрузок, создания благоприятного микроклимата. Но она отметила: все на откуп школе отдавать нельзя, ведь часто бывает, что родители в погоне за хорошими оценками пренебрегают физической активностью ребенка.

Ребенку нужно движение. И планшет

Малахова констатирует: гиподинамия – одна из серьезных проблем современных школьников. Уроки физкультуры на 40% обеспечивают потребность ребенка в движении. Но учителям предлагают и другие формы работы – например, динамические перемены, во время которых школьники могут поучаствовать во флешмобах или других активностях.

Если помещение для рекреации в школе уже чем-то занято, то его рекомендуют освободить, пусть даже для этого придется выселить, скажем, школьный музей.

В документе подчеркивается, что физическая нагрузка для обучающихся должна учитывать состояние здоровья. Поэтому на основании медицинских справок о состоянии здоровья учеников следует распределить в основную, подготовительную, специальную медицинскую группы или группу лечебной физкультуры.

Нужно, чтобы детей своевременно переводили из одной группы в другую, подчеркивает Малахова.

Главный специалист управления общего среднего образования Министерства образования Республики Беларусь Александра Алексеева

 © Sputnik / Елена Васильева  
Главный специалист управления общего среднего образования Министерства образования Республики Беларусь Александра Алексеева

Главный специалист управления общего среднего образования Министерства образования Республики Беларусь Александра Алексеева подчеркнула, что особенно беспокоит ситуация, когда дети со специальной группой просто сидят на скамейках в спортивной форме.

Министр лично отмечал, что необходимо вовлекать ребят в занятие физкультурой на подходящем для них уровне или организовывать это время так, чтобы оно приносило ребятам пользу. Например, заменить урок походом в библиотеку или иначе задействовать свободное время ученика.

Дети лезут в гаджеты, когда им скучно

Одна из тем, которая регулярно звучит в отношении школы, – увлеченность ребят гаджетами. Малахова убеждена, что полностью запретить гаджеты в школах нельзя – не даром уже выпускаются учебники с QR-кодами. Новые технологии следует использовать в учебе, ведь куда проще рассмотреть 3D-модель сердца, чем изучать устройство этого сердца на плоской картинке, приводит пример она.

А педагог-психолог, учредитель социально-просветительского учреждения "Семейный центр "Папа может" Кирилл Будкевич убежден – ребята лезут в планшет, только когда им скучно.

"На последней Республиканской выставке образования общался с директором, который всю школу заинтересовал возможностями дополненной реальности", – рассказывает спикер о том, как технологии могут не отвлекать внимание ребенка от учебы, а напротив – приковывать его к новым знаниям.

Учредитель социально-просветительского учреждения Семейный центр Папа может Кирилл Будкевич

© Sputnik / Елена Васильева  
Кирилл Будкевич уверен, что в планшеты дети лезут, когда им скучно

Он добавляет: во всем мире система образования переходит к тому, чтобы давать ребятам навыки, а не знания. Он поясняет: объемы знаний, которые может дать школа, все растут, они не сравнимы с теми объемами, которые были в советских школах.

Поэтому лучше не пытаться заставить ребенка выучить всю доступную информацию, а разобраться, к чему у него есть склонности, и глубоко изучать предметы, которые могут быть полезны в жизни, считает спикер.

Это свод норм, а перегибы – на местах

"Это свод норм, которыми необходимо руководствоваться", – отмечают участники круглого стола и признают: на местах могут встречаться "перегибы".

Так, например, министерство беспокоит, что у ребят остается мало свободного времени. При этом некоторые учителя все равно задают домашние задания в таких объемах, что на подготовку только к одному предмету нужно потратить полтора часа.

Введенные нормы, подчеркивает педагог-психолог, методист управления социальной и воспитательной работы ГУО "Академия последипломного образования" Анна Ромашко, являются необходимыми отправными точками для сохранения психологического здоровья всех участников учебного процесса.

Педагог-психолог, методист управления социальной и воспитательной работы ГУО Академия последипломного образования Анна Ромашко

© Sputnik / Елена Васильева  
Введенные нормы, считает педагог-психолог Анна Ромашко, необходимы для сохранения психологического здоровья

Однако возложить все на плечи учителей и школьной администрации нельзя, нужно, чтобы и родители беспокоились и о психологическом состоянии ребенка, о том, не перегружен ли он уроками, достаточно ли в его жизни физической активности.

К тому же, отмечает Ромашко, для подростков межличностное общение, а не учеба, является ведущим видом деятельности. И это тоже нужно учитывать при планировании нагрузки и учителям, и родителям.

Источник: Sputnik


990 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок