Взаимодействие учреждения образования с учителями, родителями, детьми
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Взаимодействие учреждения образования с учителями, родителями, детьми

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

1975 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Может ли руководство школы приказом обязать учителя участвовать в районных конкурсах, научно-­практических конференциях и других мероприятиях?


Может, но не всегда.

Согласно квалификационным требованиям, предъявляемым к должности «Учитель» и приведенным в соответствующем разделе выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53 с последующими изменениями и дополнениями), учитель содействует вовлечению обучающихся в различные виды внеучебной деятельности, способствует осознанному выбору и последующему освоению ими профессиональных образовательных программ, содействует развитию способностей и склонностей учащихся, их личностному и гражданскому становлению.

Поэтому педагог должен вовлекать учащихся к участию в районных конкурсах, научно-­практических конференциях и других мероприятиях.

Сложнее вопрос, связанный с участием самого педагога в мероприятиях, например, в профес­сиональных конкурсах, конкурсах красоты и т. п. В этом случае руководителю следует учитывать индивидуальные особенности педагогического работника. К примеру, принуждать в приказном порядке учителя, не обладающего музыкальными данными, участвовать в конкурсе вокальных исполнителей было бы совершенно неправильно. В то же время, участие учителя физической культуры и воспитания в районных спортивных соревнованиях (турслет и т. п.) правомерно оформить приказом.


Имеет ли право администрация школы обязать каждого учителя и ученика принести по 3 кг макулатуры и металлолома?


Такого права, конечно же, нет. Тем более, проявляющегося в установлении конкретных норм.

В то же время, как уже упоминалось выше, учитель содействует вовлечению обучающихся в различные виды внеучебной деятельности: изучает индивидуальные качества детей, содействует развитию их способностей и склонностей, личностному и гражданскому становлению, способствует формированию коллектива обучающихся и развитию ученического самоуправления, участвует в организации воспитательной и идеологической работы с обучающимися во внеучебное время.

Участие в сборе макулатуры и металлолома относится, пусть и в неявной форме, к требованиям, предъявляемым к работе учителя, т. к. это способствует и формированию коллектива класса, и в целом воспитанию обучающихся, позволяет изучить их индивидуальные качества и др. А роль личного примера педагога в воспитании сложно преувеличить.


Правомерно ли такое распределение учебной нагрузки: директор и заместитель директора работают на полную ставку (административная работа), а также имеют по 8 учебных часов педнагрузки. Учителя по этой же специальности вынуждены работать на неполную ставку. Правильно ли это?


Де-юре нарушений в данном случае нет. 

Может быть такая ситуация: учебных часов в учреждении образования достаточно и все педагоги, ведущие данный учебный предмет, имеют нагрузку сверх установленной нормы. Но при этом остается несколько свободных часов, на которые приглашается педагог «со стороны». Нагружать его до полной ставки руководитель учреждения образования не обязан.

Если же коллектив уже устоявшийся, а учебной нагрузки на всех не хватает, то вопрос упирается только в моральные качества руководителей данного учреждения образования.


Учителя сами ставят себе факультативные занятия в расписание. Кто успел, тот поставил себе их без «форточки», а кто нет — тот часами сидит без работы. К примеру, у учителя в данный день третий урок последний, а факультатив ему поставили шестым уроком. Насколько это допустимо?


Такой подход недопустим в принципе. 

Факультативные занятия предусматриваются специальным расписанием, которое утверждается директором школы.

Время проведения факультативных занятий строго не регламентировано, но при этом стоит учитывать определенные особенности и рекомендации Министерства образования по данному вопросу.

Так, например, в ч. 2 п. 10 ст. 158 Кодекса об образовании и ч. 3 п. 61 Положения об учреждении общего среднего образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Положение об учреждении общего среднего образования) установлено, что факультативные занятия, как правило, проводятся до начала либо после завершения уроков, а в IX–XI классах могут проходить в 6‑й школьный день.

Вместе с тем дополнительные занятия, в т. ч. факультативные, проводятся не ранее чем через 20 мин после окончания учебных занятий в первую смену или перед учебными занятиями во вторую смену, а для учащихся I класса продолжительность перерывов между учебными занятиями должна составлять 20 мин (абз. 5 ч. 1, ч. 2 п. 123 Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 с последующими изменениями и дополнениями (далее — Требования для учреждений)).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что планирование факультативных мероприятий, в т. ч. учителями-­предметниками, осуществляется с учетом ряда факторов. В то же время стоит учитывать, что факультативные занятия проводятся, как правило, до или после уроков, но есть возможность планировать и проводить факультативы в субботу (6‑й школьный день).


После уроков в рамках общественно полезного труда ученики VIII класса (им по 13 лет) проводят влажную уборку класса, затрачивая на нее почти час. Допустимо ли помимо этого их дополнительное привлечение в течение недели к общественно полезному труду?


Недопустимо.

С целью формирования у учащихся осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию и природе в учреждениях общего среднего образования, расположенных как в городской, так и в сельской местности, может быть организован общественно полезный труд из расчета один учебный час в неделю в III–VIII классах и два учебных часа в неделю в IX–XI классах (абз. 13 п. 77 Положения об учреждении общего среднего образования).

В письме Министерства образования Республики Беларусь от 06.09.2019 № 02-01-2720-Р-(0)-0, а также в п. 121 Требований для учреждений, определены виды общественно полезного труда, к выполнению которых могут привлекаться учащиеся учреждений общего среднего образования в зависимости от класса, и требования к организации общественно полезного труда обучающихся. Также обратите внимание, что согласно данным документам запрещается привлекать к мытью полов учащихся младше 14 лет.

Справочно: учащиеся могут привлекаться к общественно полезному труду с учетом состояния здоровья и в пределах:
– 25 мин в учебную неделю в I–II классах;
– 45 мин в учебную неделю в III–IV классах;
– 1 ч в школьную неделю в V–VIII классах;
– 1 ч 30 мин в школьную неделю в IX–XI классах (ч. 1 п. 121 Требований для учреждений).


Ребенок, обучающийся во II классе, пропустил три учебных дня по причине болезни, при этом к врачу обращения не было. Классный руководитель был проинформирован. Каковы последствия?


Пропуск даже одного учебного занятия без подтверждающих документов является нарушением основных обязанностей учащегося.

Согласно ст. 126 Кодекса об образовании неявка учащегося без уважительных причин на учебные занятия является основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности. Однако данная норма распространяется только на учащихся старше 14 лет.

В то же время учащиеся учреждений общего среднего образования обязаны добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, выполнению требований учредительных документов, правил внутреннего распорядка (ст. 32 Кодекса об образовании).

А поскольку в соответствии с подп. 4.6 п. 4 ст. 20 Кодекса об образовании учреждение образования обязано обеспечить разработку и принятие правил внутреннего распорядка для обучающихся, то в них может регламентироваться ответственность учащихся и их законных представителей за пропуски учебных занятий без уважительных причин.


Можно ли пользоваться ручкой с черным стержнем при ведении конспектов в старших классах?


В соответствии с п. 20 Методических рекомендаций по формированию культуры устной и письменной речи в учреждениях образования, реализующих программы общего среднего образования (утв. заместителем Министра образования Республики Беларусь от 06.06.2016) (далее — Методические рекомендации), все записи в тетрадях выполняются шариковой ручкой с пастой синего или фиолетового цвета (по решению учреждения образования) аккуратно, разборчивым почерком. Кроме того, исправления ошибочного написания выполняются без использования корректора.

Методические рекомендации направлены на формирование единых подходов к оформлению школьной документации, в т. ч. и по ведению тетрадей, однако они носят рекомендательный характер.

Поэтому конкретные требования к цвету пасты ручки могут быть отражены в правилах внутреннего трудового распорядка учреждения образования, учредительных документах и иных локальных НПА.


Имеет ли ученик право вносить в дневник, изданный на русском языке, записи на белорусском языке?


Такое право у ученика есть.

Порядок ведения дневников учащихся регламентируется требованиями к ведению и оформлению дневников, размещенными в дневнике учащегося на с. 3. В соответствии с этими требованиями необходимо заполнять дневник на одном из государственных языков.

Нормативными правовыми актами Министерства образования в учреждениях общего среднего образования с русским языком обучения не запрещено использовать дневники, изданные на белорусском языке. В силу этого не запрещено в дневнике, изданном на русском языке, выполнять записи на белорусском языке.


Можно ли использовать дневник учащегося для записи не только расписания и домашних заданий, но и внеклассных занятий (факультативов, кружков и т. п.)?


Порядок ведения дневников учащихся регламентируется требованиями к ведению и оформлению дневников, размещенными в дневнике учащегося на с. 3. Иных норм по заполнению и ведению дневника законодательством не определено.

В дневниках предусмотрена запись учащимися учебных предметов в соответствии с расписанием, утвержденным руководителем, домашнего задания, а также выставление отметок, полученных на учебном занятии. Отведено место для записи информации об учителях, ведущих учебные занятия и факультативы, о руководстве учреждения образования.

Поскольку домашние задания после проведения факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, объединений по интересам не задаются и отметки по ним не выставляются, то использование дневника для иных записей, кроме обозначенных выше, нецелесообразно.


Можно ли в старших классах при обучении на уроках использовать вместо обычных учебников электронные книги, находящиеся в планшете? Необходимо ли для этого разрешение руководства школы? Какими при этом нормативно-­правовыми актами руководствоваться?


Вопрос использования электронных версий учебников на занятиях в каждом конкретном случае решается по согласованию с руководителем учреждения образования и педагогами.

Кроме того, необходимо руководствоваться Санитарными нормами и правилами «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-­вычислительными машинами» (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.06.2013 № 59 с последующими изменениями и дополнениями), которыми установлены требования к организации занятий обучающихся с использованием видеодисплейных терминалов, электронно-­вычислительных машин, персональных электронно-­вычислительных машин в учреждении образования (п. 117).


Будет ли балл (оценка) по трудовому обучению в XI классе учитываться в аттестате за курс средней школы?


Да.

B инструктивно-­методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2019/2020 учебном году профессиональной подготовки учащихся на III ступени общего среднего образования учреждений общего среднего и специального образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» (утв. заместителем Министра образования Республики Беларусь от 05.08.2019) определено, что в аттестат об общем среднем образовании выставляется годовая отметка по трудовому обуению, полученная в XI (XII) классе.

Отметка по учебному предмету «Трудовое обучение», выставленная в аттестат об общем среднем образовании, будет учитываться при подсчете среднего балла аттестата.


В родительском комитете I класса обсуждается распоряжение о закупке в каждый класс школы ящика с замком для мобильных телефонов. Если у первоклассников телефонов нет, то является ли обязательной покупка таких ящиков?


Определение порядка пользования мобильными телефонами в школе находится в компетенции учреждения образования.

В соответствии с приказом Министра образования Республики Беларусь от 11.03.2019 № 156 «О мерах, направленных на совершенствование деятельности по обеспечению безопасных условий пребывания учащихся в учреждениях общего среднего образования» учреждениям общего среднего образования поручено обеспечить внесение в правила внутреннего распорядка для обучающихся положения об ограничении использования ими средств мобильной связи во время учебных занятий и перерывов между ними.


Можно ли оснастить школы камерами видеонаблюдения и предоставить родителям свободный доступ к видеозаписям с этих камер для контроля за работой школ?


Оснастить учреждения камерами можно, но предоставить свободный доступ к видеозаписям нельзя.

Порядок создания и применения систем видеонаблюдения определен Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2013 № 527 «О вопросах создания и применения системы видеонаблюдения в интересах обеспечения общественного порядка» (с последующими изменениями и дополнениями).

Поскольку в силу п. 1 ст. 139 Кодекса об образовании материально-­техническая база учреждений образования формируется их учредителями, то по вопросу установки системы видеонаблюдения в конкретном учреждении общего среднего образования следует обращаться к его учредителю.

Решение об установке турникета, камер видеонаблюдения в учреждениях общего среднего образования, а также порядок использования средств мобильной связи во время учебных занятий и перерывов между ними принимает руководитель учреждения образования по согласованию с родителями (законными представителями несовершеннолетних учащихся) с учетом технических возможностей учреждения образования, связанных с установкой и обслуживанием соответствующего оборудования, программного обеспечения и т. п.

Согласно ст. 34 Кодекса об образовании родители имеют право на ознакомление с учебно-­программной документацией; участие в управлении учреждением образования через попечительский совет и родительский комитет; защиту прав и законных интересов обучающихся; ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной дея­тельности обучающихся; получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся.

В свою очередь, контроль за обеспечением качества образования в учреждении образования (в т. ч. соответствие образовательной деятельности требованиям законодательства) осуществляют уполномоченные государственные органы (ст. 124 Кодекса об образовании).

Поэтому согласно законодательству родители учащихся не наделены правом контролировать качество образования, в т. ч. с использованием систем видеонаблюдения.

Ознакомиться с ходом и содержанием занятий и мероприятий родители могут в специально установленное для этого время (в ходе проведения дней открытых дверей, родительских собраний, встреч с учителями и т. д.).


Какой материал должен предлагаться ученикам для домашнего задания?


Основная функция домашнего задания — закрепление знаний и умений.

В качестве домашнего задания следует предлагать только тот материал, который рассмотрен на учебных занятиях.

Учитель определяет вид и объем домашнего задания, учитывая разное восприятие учащимися учебного материала и принимая во внимание особенности конкретного класса или учащегося. 

1975 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Педагогический совет: управление коллективом и коллективное управление (часть 1)

Накануне составления главного документа стратегического планирования — годового плана — перед многими директорами встает проблема выбора тем заседаний педагогического сов...
№ 7 (151) 2024 Степанец Ольга,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 922
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок