Воинский учет: организуем и ведем
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Воинский учет: организуем и ведем

Воинский учет представляет собой государственную систему учета и анализа призывных и военнообязанных ресурсов. Обязанность ведения воинского учета не зависит от организационно-­правовой формы юридического лица, общей численности работников и количества военнообязанных и призывников в организации. Даже если воинскому учету подлежит один сотрудник или одна сотрудница, учреждение обязано вести персонально-­первичный воинский учет.

В материале разберем вопросы организации воинского учета и перечислим документы, которые должны быть в учреждении.

Лукьянова Александра

ведущий юрисконсульт ООО «Информационное правовое агентство Гревцова»

9182 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Приказ об организации воинского учета

В первую очередь необходимо издать приказ об организации воинского учета граждан, которым назначить работника, ответственного за ведение воинского учета и бронирование военнообязанных.

Словарь
Воинский учет представляет собой государственную систему учета и анализа призывных и военнообязанных ресурсов.

В зависимости от количества работников, подлежащих воинскому учету, в учреждении образования может быть создано структурное подразделение, основной функцией которого будет ведение персонально-­первичного воинского учета.

Справочно: при наличии на воинском учете в организации менее 500 граждан работа по воинскому учету и бронированию военнообязанных может возлагаться на одного из работников как дополнительная обязанность.
При наличии на воинском учете:
• от 500 до 2500 граждан — один работник по воинскому учету;
• от 2500 до 5000 граждан — два работника;
• от 5000 до 8000 граждан — три работника;
• на каждые последующие 3000 граждан — по одному работнику (подп. 7.3 п. 7 Положения о воинском учете, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2003 № 1662 (далее — Положение о воинском учете)).

Работник, ответственный за ведение воинского учета, подчиняется непосредственно руководителю учреждения.

Копия приказа после его издания направляется в военный комиссариат района (города) по месту нахождения учреждения. Согласовывать назначение ответственных работников за ведение персонально-­первичного воинского учета с комиссариатом не нужно.

В соответствии с выпуском 1 ЕКСД «Должности служащих для всех видов деятельности» для должности «инспектор по учету и бронированию военнообязанных» установлены такие квалификационные требования, как среднее специальное образование, без предъявления требований к стажу работы. Следовательно, обязанность по ведению воинского учета может быть возложена как на сотрудника кадровой службы, так и на сотрудника другого подразделения.

В случае временного отсутствия ответственного сотрудника (болезнь, отпуск, командировка и др.) обязанности по ведению воинского учета должны быть возложены на другого сотрудника путем издания соответствующего приказа. При этом документы по воинскому учету проверяются комиссией, которую формирует учреждение для этой цели, затем передаются убывающим сотрудником замещающему его лицу, в подтверждение чего подписывается акт приема-­передачи дел (пп. 63 и 73 Положения о воинском учете).

Должностные инструкции работников по ведению воинского учета

Возможны два способа закрепления обязанностей по ведению воинского учета граждан: либо руководитель организации утверждает должностную инструкцию работника по ведению воинского учета, либо соответствующие обязанности по учету и бронированию военнообязанных, права и ответственность могут быть добавлены в должностную инструкцию по основной должности работника.

Лицо, исполняющее обязанности убывшего работника, ответственного за ведение воинского учета и бронирование военнообязанных, должно быть ознакомлено с обязанностями по учету и бронированию военнообязанных, правами и ответственностью.

Личные карточки военнообязанных и призывников

Одной из основных обязанностей по ведению воинского учета является заполнение личных карточек на всех работающих в организации военнообязанных и призывников. Сведения в личные карточки вносятся на основании паспорта (идентификационной карты) гражданина Республики Беларусь, военного билета, временного удостоверения, выданного взамен военного билета, военного билета офицера запаса органов государственной безопасности, удостоверения призывника, документа об образовании, а также других документов.

Из личных карточек составляется картотека (абз. 1 п. 74 Положения о воинском учете). Правила формирования картотеки определены в Методических рекомендациях военного комиссариата г. Минска (областных (районных) комиссариатов) по ведению воинского учета в организациях.

Картотека военнообязанных и призывников включает следующие разделы:

  • личные карточки на офицеров запаса;
  • личные карточки на офицеров запаса органов государственной безопасности;
  • личные карточки на прапорщиков, сержантов, солдат запаса;
  • личные карточки на призывников.

Внутри разделов карточки расставляются по алфавиту. Карточки военнообязанных женского пола расставляются отдельно, в конце соответствующих разделов, также по алфавиту.

Это важно
Воинский учет ведется по основному месту работы. В отношении совместителей воинский учет не ведется (ч. 2 п. 2 Положения о воинском учете).

Справочно: не ведется воинский учет в отношении:
• лиц, признанных в установленном порядке негодными к военной службе с исключением с воинского учета;
• лиц, достигших предельного возраста состояния в запасе;
• военнообязанных женского пола, имеющих двух и более детей в возрасте до 16 лет;
• лиц, в отношении которых прекращено гражданство Республики Беларусь;
• лиц, получивших паспорт гражданина Респуб­лики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь;
• иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Республики Беларусь;
• лиц, отбывающих наказание в виде пожизненного заключения, приговоренных к смертной казни;
• умерших либо признанных в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявленных умершими;
• лиц, проходящих военную службу; проходящих службу в резерве; проходящих альтернативную службу; проходящих службу в Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах внутренних дел, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и имеющих специальные звания.

Требования по заполнению личной карточки содержатся в гл. 6 Положения о воинском учете, форма личной карточки — в приложении 13 к постановлению Министерства обороны Республики Беларусь от 27.01.2020 № 5 «Об установлении форм документов воинского учета» (далее — постановление № 5).

В личных карточках необходимо в т. ч. указывать сведения о близких родственниках и (или) членах семьи военнообязанных и призывников.

В связи с тем, что в случаях, когда обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами (Положением о воинском учете, постановлением № 5), обработка персональных данных осуществляется без согласия субъекта персональных данных (абз. 20 ст. 6 Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных»), нанимателю получать согласие у родственников и членов семьи работника не нужно.

Расписка в приеме документов воинского учета

При приеме граждан на воинский учет в организации выдается расписка владельцу документов воинского учета. Форма расписки в приеме указанных документов содержится в приложении 8 к постановлению № 5.

Иные документы воинского учета

Несмотря на то, что в настоящее время законодательством не установлены требования к обязательному наличию иных документов воинского учета, организация самостоятельно или по рекомендации военного комиссариата может вести и иные документы, помогающие организовать надлежащий воинский учет.

Журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных. В соответствии с абз. 12 п. 47 Положения о воинском учете военные комиссариаты районов (городов) проводят проверки состояния воинского учета и бронирования военнообязанных в организациях не реже одного раза в два года, а в организациях с численностью призывников и военнообязанных более 300 человек — ежегодно.

Отметки о результатах контроля вносятся в журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных. Учреждения самостоятельно за счет собственных средств изготавливают журнал типографским или иным способом (п. 695 перечня типовых документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения (утв. постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140 «О перечне типовых документов»)). Срок хранения журнала — 3 года.

Дело «Справочная информация по воинскому учету». В дело могут включаться списки военнообязанных и призывников с указанием их численности, уведомления, отчеты и другие документы, которые работник по воинскому учету обязан представлять в военный комиссариат.

Делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан в организации. Потребность в формировании и ведении такого делопроизводства обычно возникает при большой численности работников, подлежащих воинскому учету, и наличии в организации соответствующего структурного подразделения. В дело могут быть включены переписка с военными комиссариатами, методические материалы, извещения военных комиссариатов о проведении проверок, отчеты и сведения, планы работ и материалы по их выполнению и другие документы.

Руководящие документы по организации и ведению воинского учета. Это НПА и методическая документация. Все документы должны быть обязательно распечатаны и сформированы в отдельное дело. При проведении проверки военные комиссариаты проверяют их наличие.

Документы первично-­воинского учета

Обязательные документы

1. Приказ об организации воинского учета граждан (о назначении ответственного работника и лица, исполняющего обязанности убывшего работника). Акт приема-­передачи дел.

2. Должностная инструкция работника по ведению воинского учета граждан (или наличие должностных обязанностей в инструкции по основной должности).

3. Картотека личных карточек граждан, состоящих на воинском учете в организации.

4. Расписки в приеме документов воинского учета.

Рекомендуемые документы

5. Журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных.

6. Дело «Справочная информация по воинскому учету».

7. Делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан в организации.

8. Руководящие документы по организации и ведению воинского учета.

Руководящие документы по организации и ведению воинского учета

1. Закон Республики Беларусь от 05.11.1992 № 1914 «О воинской обязанности и воинской службе».

2. Постановление Совета Министров Рес­публики Беларусь от 18.12.2003 № 1662 «Об утверждении Положения о воинском учете».

3. Постановление Министерства обороны Рес­публики Беларусь от 27.01.2020 № 5 «Об установлении форм документов воинского учета».

4. Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 03.02.2020 № 6 «Об установлении перечня специальностей».

5. Закон Республики Беларусь от 26.10.2000 № 449-З «О мобилизационной подготовке и мобилизации».

6. Методические рекомендации главного организационно-­мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Беларусь от 18.06.2020 № 15/4/1100 «О порядке оформления документов персонально-­первичного воинского учета».

7. Методические рекомендации военного комиссариата г. Минска (областных (районных) комиссариатов) по ведению воинского учета в организациях (по месту нахождения организации).

Форма приказа об организации воинского учета
Форма акта приема-передачи дел
Форма расписки в приеме документов воинского учета

9182 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

«Директор школы, гимназии, лицея» № 11 (2024) за 5 минут: контроль питания в УОСО, простые решения для директора по мониторингу адаптации учащихся, все нюансы персонифицированного учета в соответствии с актуальными изменениями

Кроме того, в 11-м номере журнала: • Проблема совмещения и совместительства с коррупционным окрасом • Административная ответственность за нарушение законодательства о...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 199

Педагогический совет: управление коллективом и коллективное управление (часть 1)

Накануне составления главного документа стратегического планирования — годового плана — перед многими директорами встает проблема выбора тем заседаний педагогического сов...
№ 7 (151) 2024 Степанец Ольга,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 922
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок