Утверждены специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования (продолжение)
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Утверждены специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования (продолжение)

Напоминаем, что постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525 утверждены Специфические санитарно-­эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования (далее — Специфические требования), которые вступили в силу с 15 августа 2019 г.

В № 9 (2019) публиковалась первая часть комментария к документу. Рассмотрим, что еще урегулировал документ.

Хомич Елена

Юрист

1931 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Гигиеническое обучение

Гигиеническое обучение должны проходить:

  • работники объектов питания — перед поступлением на работу и в дальнейшем один раз в год;
  • руководители, воспитатели и помощники воспитателей учреждений дошкольного образования, уборщики помещений, работники плавательных бассейнов (операторы и медицинские сестры хлораторных установок) и прачечных (кастелянши, рабочие по стирке и ремонту спецодежды и др.), заведующие хозяйством, заместители руководителей по административно-­хозяйственной работе учреждений — перед поступлением на работу и в дальнейшем один раз в два года;
  • работники водопроводных сооружений и канализационного хозяйства (слесари-­сантехники) — перед поступлением на работу и в дальнейшем один раз в три года.

Требования к содержанию помещений учреждений

Влажную уборку помещений следует осуществлять в течение дня по мере необходимости при открытых окнах и фрамугах с применением моющих средств и в отсутствие обучающихся. Не реже одного раза в месяц необходимо проводить генеральную уборку помещений с применением моющих средств и средств дезинфекции в соответствии с инструкциями по применению. Генеральная уборка помещений объекта питания должна проводиться не реже одного раза в неделю.

Обязательно проведение влажной уборки учебных помещений в период между учебными сменами, санитарных узлов — после каждой перемены.

Ковры в учреждениях следует ежедневно очищать пылесосом или влажной щеткой, при необходимости подвергать их химической чистке. Электросветильники и окна нужно очищать по мере загрязнения, но не реже одного раза в три месяца.

Требования к содержанию постельных принадлежностей и постельного белья в учреждениях.

Дезинфекции подлежат:

  • резиновые коврики в душевых, ерши для унитазов — в конце рабочего дня;
  • накладки на унитазы — во время уборки;
  • поверхности, постельное и нательное белье (перед стиркой или во время стирки) в случае загрязнения физиологическими выделениями;
  • грязное постельное белье из медицинских изоляторов;
  • санитарная одежда работников после работы с грязным бельем (перед стиркой или во время стирки).

В местах проживания обучающихся в возрасте до 17 лет не реже одного раза в неделю должна быть организована их помывка. При этом следует выделять отдельные полотенца для лица и рук, для ног и банное.

В учреждениях для детей-­сирот должно быть не менее двух комплектов наматрацников, постельного белья и полотенец на каждого воспитанника.

Все помещения учреждений с пребыванием обучающихся необходимо проветривать.

Обратите внимание
Одностороннее проветривание помещений проводится в присутствии обучающихся. Сквозное проветривание учебных и других помещений в присутствии обучающихся и через помещения санитарных узлов запрещается. Проветривание рекреационных помещений следует проводить во время учебных занятий.

Требования к образовательному процессу и воспитанию в учреждениях

Местными исполнительными и распорядительными органами должно приниматься решение о временном приостановлении образовательного процесса в учреждениях общего среднего и специального образования при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера или температуре атмосферного воздуха в 7.00 –25 °C и ниже при скорости движения воздуха более 3 м/с. Решение о сокращении (запрещении) прогулок или учебных занятий может приниматься при более высоких температурах атмосферного воздуха, чем указано, но при сильном ветре.

Требования к режиму учебных занятий (занятий) в учреждениях.

Контрольные работы должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения (заместителем руководителя по учебной работе), не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе.­

Обратите внимание
Запрещено проводить контрольные работы в пятницу и на последних часах учебных занятий в учреждениях общего среднего, про­фессионально-­технического, сред­него спе­циального образования для учащихся первого и второго курсов, получающих образование на основе общего базового образования.

В целях организации учебных занятий по физической культуре обучающихся в учреждениях на основании медицинских справок о состоянии здоровья следует распределять на основную, подготовительную, специальную медицинские группы, группу лечебной физической культуры.

Занятия должны проводиться с обучающимися:

  • подготовительной группы — вместе с основной группой согласно рекомендации врача-­педиатра (врача общей практики);
  • специальной медицинской группы — педагогическими работниками, прошедшими специальную подготовку, отдельно от основной группы;
  • группы лечебной физической культуры — медицинским работником, прошедшим подготовку по лечебной физической культуре, в оборудованных для этих целей помещениях организаций здравоохранения или учреждений образования.

Наполняемость специальной медицинской группы не может превышать 12 человек.

Администрации учреждения совместно с медицинским работником необходимо контролировать организацию физического воспитания обучающихся, в т. ч. с выборочной оценкой учебных занятий по физической культуре.

Требования к организации трудового, производственного обучения, практики, общественно полезного труда обучающихся.

Запрещается привлекать детей:

  • к работам в соответствии со списком работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, установленным постановлением Министерства труда и социальной защиты от 27.06.2013 № 67;
  • к любым видам работ в вечернее (позже 20.00) и ночное время, в выходные и праздничные дни;
  • к выполнению опасных для жизни и здоровья видов работ (очистка электросветильников, мытье окон, очистка от снега крыш зданий, обслуживание котельной, нарезка хлеба и гастрономических изделий), тяжелых работ (ручная стирка постельного белья);
  • к работам, опасным в эпидемическом отношении (уборка санитарных узлов и мест общего пользования — лестничных площадок, пролетов, коридоров, умывальных, уборка и вывоз отходов и нечистот, очистка мусоросборников и др.);
  • к выполнению работ, связанных с использованием ядохимикатов;
  • к приготовлению блюд, мытью посуды, обеденных столов, пола в обеденном зале и производственных помещениях объекта питания, к розливу или порционированию готовых блюд (кроме самообслуживания за своим столом).

Продолжительность занятия компьютерными играми для детей в возрасте от 6 до 9 лет должна быть не более 10 мин, развивающих занятий в свободном режиме — не более 25 мин.

После каждого занятия необходимо организовывать перерывы длительностью не менее 10 мин. На занятиях следует выполнять упражнения для глаз, проводить физкультурные паузы.

Требования к медицинскому обеспечению обучающихся в учреждениях

Медицинское обеспечение обучающихся в учреждениях должно осуществляться медицинскими работниками учреждений и территориальных организаций здраво­охранения в порядке, установленном законодательством.

В учреждениях, расположенных в сельской местности, допускается организация медицинской помощи детям на базе территориальных организаций здравоохранения (фельдшерско-­акушерские пункты, врачебные амбулатории, амбулатории врача общей практики и др.).

В учреждениях помещения медицинского назначения должно предусматриваться наличие медицинского и процедурного кабинетов, других медицинских кабинетов — в соответствии с необходимостью.

В действующих учреждениях образования допускается наличие совмещенного медицинского и процедурного кабинетов.

В местах проживания обучающихся, за исключением детских городков (деревень), дополнительно к медицинскому и процедурному кабинетам рядом с медицинским кабинетом необходимо предусматривать медицинский изолятор с выделением не менее двух палат для детей с подозрением на воздушно-­капельные и кишечные инфекции (с отдельными туалетами или индивидуальными биотуалетами).

В целях предупреждения заноса и распространения кожных заразных и инфекционных заболеваний в учреждениях для детей медицинские работники должны:

  • контролировать своевременность прохождения медицинских осмотров детьми и работниками, проведения профилактических прививок детям в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, осматривать детей на педикулез в порядке, определенном Министерством здравоохранения;
  • после выходных, праздничных дней и каникул в местах проживания обучающихся проводить опрос и выборочные профилактические осмотры детей в целях выявления заболевших детей;
  • выявленного заболевшего ребенка своевременно изолировать (в медицинский изолятор при его наличии) с последующей госпитализацией в соответствующую организацию здравоохранения или отправкой по месту жительства с одновременным информированием организации здравоохранения;
  • организовывать и контролировать проведение санитарно-­противоэпидемических мероприятий, обеспечить наблюдение за детьми, бывшими в контакте с инфекционными больными.

Обратите внимание
Запрещено принимать в учреждение и лечить в медицинском изоляторе обучающихся с заразными кожными и острыми инфекционными заболеваниями.

Медицинские работники в учреждениях для детей в пределах своих функциональных обязанностей совместно с администрацией учреждений должны:

  • осуществлять контроль за соблюдением санитарно-­эпидемиологических требований при организации образовательного процесса и воспитании детей в соответствии со Специфическими требованиями;
  • организовывать гигиеническое воспитание детей, включающее:
    – мероприятия по формированию здорового образа жизни, мотивированного поведения по сохранению собственного здоровья (игры, викторины, дни здоровья, вечера вопросов и ответов, информационно-­образовательные проекты и другие мероприятия по здоровому питанию, гигиене юношей и девушек, профилактике венерических заболеваний, вируса иммунодефицита человека, вредных привычек, гигиене полости рта и иным актуальным темам) в соответствии с возрастом детей;
    – обучение детей навыкам слежения за состоянием функциональных систем организма и использования их на практике.

Отдельные требования к учреждениям общего среднего образования

Раздевальная-­гардеробная для учащихся должна оснащаться вешалками для верхней одежды и ячейками для обуви.

В учреждениях общего среднего образования для учащихся I–IV классов с количеством учащихся в классе не более 15 человек допускается размещение раздевальной-­гардеробной в рекреациях (за исключением путей эвакуации) или в учебном помещении при условии оборудования их индивидуальными шкафами и при соблюдении норм площади учебного помещения и рекреации (без учета площади, занятой шкафами).

Для учащихся I–IV классов необходимо оборудовать индивидуальные шкафы-­ячейки или встроенные шкафы для хранения принадлежностей для учебных занятий (занятий) по трудовому обучению, изобразительному искусству, книг для дополнительного чтения в классе, учебников и учебных пособий (I классы).

В учреждениях общего среднего образования запрещается проведение учебных занятий во вторую смену в I, II, V, IX–XI классах, в VIII классах с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне.

В VI–VII классах, в которых организовано изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне, допускается организация учебных занятий во вторую смену при условии обеспечения оптимального режима обучения и его ежегодного согласования (до начала учебного года) с главными управлениями по образованию облисполкомов, комитетом по образованию Минского гор­исполкома, областными центрами гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, Минским городским центром гигиены и эпидемиологии.

Обратите внимание
Факультативные занятия в течение учебной недели должны проводиться в дни с наименьшим количеством учебных занятий.

Учебная нагрузка учащихся в учреждениях общего среднего образования не должна превышать максимальную допустимую недельную учебную нагрузку (при пятидневной учебной неделе), установленную типовыми учебными планами общего среднего образования. Максимальная допустимая недельная учебная нагрузка определяется суммой учебных часов на изучение учебных предметов, в т. ч. на повышенном уровне, и часов для факультативных занятий.

Факультативное занятие «Час здоровья и спорта» не включается в максимальную допустимую учебную нагрузку.

При организации факультативных занятий музыкальной, хореографической, художественной и театральной направленности максимальная допустимая недельная учебная нагрузка на одного учащегося в неделю может быть увеличена во II–IV классах на два учебных часа, в V–XI классах — на три учебных часа.

Таблица с максимальной допустимой недельной учебной нагрузкой учащихся в учреждениях общего среднего образования (при пятидневной учебной неделе).

Расписание учебных занятий на учебную неделю должно предусматривать меры по снижению утомляемости учащегося и составляться с учетом ранговой шкалы трудности учебных предметов, установленной Министерством здравоохранения. Максимальная учебная нагрузка учащихся должна быть в дни наибольшей работоспособности: во вторник и (или) среду — в I–IV классах, вторник, среду и (или) пятницу — в V–XI (XII) классах, равномерно распределяться по другим дням учебной недели.

Не допускается проведение занятий по предмету «Физическая культура и здоровье» в течение двух дней подряд в одном классе и более одного раза в неделю первыми или последними учебными занятиями в день.

Учебные предметы, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания (математика, русский, белорусский, иностранный языки), должны изучаться в I–IV классах преимущественно на втором и третьем учебных занятиях. В V–XI (XII) классах каждый из учебных предметов, требующих большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания (математика, русский, белорусский, иностранный языки, физика, химия), допускается изучать на первом или последнем учебном занятии не чаще одного раза в неделю в одном классе.

В режиме дня учащихся, посещающих группу продленного дня, должны предусматриваться:

  • дневной сон (в специально выделенном помещении, спальне-­игровой) для учащихся I классов и учащихся с ослабленным здоровьем;
  • двухразовое питание — при пребывании в учреждении продолжительностью до 8 ч, трехразовое — при пребывании продолжительностью более 8 ч;
  • пребывание на открытом воздухе не менее 1 ч 30 мин;
  • условия для хранения сменной одежды и обуви.

При организации в одном учебном помещении занятий в первую и вторую смены близких по возрасту учащихся допускается рассаживать за мебелью на один размер больше, чем полагается по росту.

Учащихся, пишущих левой рукой, рассаживают по одному либо слева от пишущих правой рукой.

Учащихся, сидящих в первом и третьем рядах, необходимо не менее двух раз за учебный год менять местами, не нарушая соответствия мебели росту.

На каждом учебном занятии (кроме учебных предметов «Физическая культура и здоровье», «Музыка») при появлении признаков утомления учащихся следует проводить комплексы упражнений гимнастики для глаз, рекомендованные Министерством здравоохранения.

Отдельные требования к учреждениям специального образования.

С первой частью материала вы можете ознакомиться здесь.

1931 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Успешный руководитель — успешная школа»: интервью с директором ГУО «Подсвильская средняя школа Глубокского района имени Героя Советского Союза П. М. Козлова» Людмилой Ивановной САУЛИЧ

Педагог с 37‑летним стажем работы в одной школе, «Женщина года Витебщины — 2023» в номинации «Успешный руководитель», автор методического пособия «Основы православной кул...
№ 12 (156) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 148
6
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок