Спонсорская помощь: оформляем и принимаем по букве закона
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Спонсорская помощь: оформляем и принимаем по букве закона

Чем регулируется порядок предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи? В каких формах и для каких целей она может предоставляться? Какие субъекты вправе оказывать безвозмездную (спонсорскую) помощь, а какие — получать? В каком порядке она предоставляется и используется? Какая ответственность предусмотрена за нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи?

Жариловская Мария

юрист

2124 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Чем регулируется порядок предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи?

Порядок предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи регламентирован следующими НПА:

1)    Указом Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» с последующими изменениями и дополнениями (далее — Указ № 300);

2)    постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 июля 2005 г. № 779 «Об утверждении примерной формы договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее — постановление № 779).

Справочно: для иностранной безвозмездной (спонсорской) помощи установлен специальный порядок предоставления и использования*.
Частью 3 п. 1 Указа № 300 предусмотрен перечень безвозмездных хозяйственных операций, которые не признаются безвозмездной (спонсорской) помощью и на которые, соответственно, не распространяется действие Указа № 300.

Положение о порядке получения, учета, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контроля за ее получением и целевым использованием, а также регистрации гуманитарных программ, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 31 августа 2015 г. № 5.

В каких формах может быть предоставлена безвозмездная (спонсорская) помощь?

В соответствии с ч. 1 п. 1 Указа № 300 безвозмездная (спонсорская) помощь может быть предоставлена в следующих формах:

1) денежные средства, в т. ч. иностранная валюта;

2) товары (имущество);

3) работы, услуги;

4) имущественные права, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности.

Для каких целей может быть предоставлена безвозмездная (спонсорская) помощь?

Вне зависимости от формы безвозмездная (спонсорская) помощь может быть предоставлена только на цели, предусмотренные ч. 1 п. 2 Указа № 300, в т. ч.:

1)    создание и укрепление материально-технической базы;

2)    поддержка олимпийского и паралимпийского движений Беларуси, игровых видов спорта, проведение организациями физической культуры и спорта, профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, спортивных мероприятий и участия в них, в т. ч. подготовки спортсменов (их команд), строительства и содержания физкультурно-спортивных сооружений;

3)    охрана историко-культурного наследия, развития библиотечного и музейного дела, кинематографии, изобразительного, декоративно-прикладного, монументального, музыкального, театрального, хореографического, эстрадного, циркового и иных видов искусств (включая создание новых произведений, подготовку концертных программ, постановку спектаклей, проведение выставок), а также развитие и поддержка народного творчества, народных промыслов (ремесел), образования в области культуры, проведения культурно-зрелищных мероприятий отечественными коллективами художественного творчества и исполнителями;

4)    проведения олимпиад, конкурсов, фестивалей, смотров, соревнований, иных мероприятий, организуемых по решению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома;

5)    выпуск учебных изданий и средств обучения, организация питания учащихся и воспитанников учреждений образования;

6)    поддержка организаций, осуществляющих социальную защиту населения, оказывающих социальную помощь малообеспеченным гражданам, гражданам, нуждающимся в поддержке государства, лицам, которые в силу своих физических особенностей, особенностей психофизического развития и иных обстоятельств не могут самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы (одиноким пожилым гражданам, инвалидам, ветеранам войны и труда, многодетным и неполным семьям, детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, другим категориям граждан, определенным законодательством).

7)    проведение научных исследований в рамках государственных научно-исследовательских программ.

Обратите внимание
На цели, не предусмотренные ч. 1 п. 2 Указа № 300, безвозмездная (спонсорская) помощь может быть предоставлена только по решению Президента Республики Беларусь или с его согласия (ч. 3 п. 2 Указа № 300).

Справочно: размещение денежных средств, полученных в виде безвозмездной (спонсорской) помощи, во вклады (депозиты) в банках, равно как и приобретение облигаций с последующим получением вознаграждения за пользование этими денежными средствами и направлением их на цели, установленные договором предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, не соответствует целевому назначению предоставления такой помощи и является нарушением требований Указа № 300Указ № 300 не допускает возможности подобного размещения денежных средств и иного опосредованного их использования, кроме непосредственного направления на приобретение товаров (работ, услуг), вид которых указывается в договоре предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи*.

Письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23 мая 2016 г. № 10-32/842-133 «О некоторых вопросах предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи».

Какие субъекты вправе оказывать безвозмездную (спонсорскую) помощь?

Безвозмездную (спонсорскую) помощь вправе оказывать юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь (ч. 1 п. 1 Указа № 300) .

Нужно отметить, что государственные органы и организации, а также организации, в уставных фондах которых свыше 50 % долей (простых (обыкновенных) или иных голосующих акций) находятся в собственности Республики Беларусь, и (или) ее административно-территориальных единиц, и (или) юридических лиц государственной формы собственности, вправе предоставлять безвозмездную (спонсорскую) помощь. Однако для этого спонсоры, относящиеся к указанным категориям, обязаны получить предварительное согласие уполномоченных субъектов в порядке, установленном п. 9 Указа № 300 и на его основании — иными актами законодательства (см., например, Инструкцию об организации работы по предоставлению и использованию безвозмездной (спонсорской) помощи, утвержденную решением Минского городского исполнительного комитета от 3 ноября 2005 г. № 1950, которая определяет порядок организации работы по предоставлению и использованию безвозмездной (спонсорской) помощи, в частности Минским городским исполнительным комитетом, комитетами, управлениями Мингорисполкома, являющимися юридическими лицами, администрациями районов г. Минска, управлениями администраций районов г. Минска, являющимися юридическими лицами, и т. д.).

Обратите внимание
Физические лица согласно законодательству не могут предоставлять безвозмездную (спонсорскую) помощь, а делают пожертвования (ст. 533 ГК).

Какие субъекты вправе получать безвозмездную (спонсорскую) помощь?

Безвозмездную (спонсорскую) помощь вправе получать организации, индивидуальные предприниматели, иные физические лица республики (ч. 1 п. 1 Указа № 300), в т. ч. государственные органы и бюджетные организации.

Справочно: безвозмездная (спонсорская) помощь государственным органам предоставляется в общем порядке и в любых формах, за исключением безвозмездной (спонсорской) помощи в форме денежных средств. В последнем случае денежные средства в установленном порядке перечисляется соответственно в республиканский, местные бюджеты, зачисляется на счета этих органов, учитывается отдельно и используется только с единственной целью — на создание и укрепление их материально-технической базы.
Указанные денежные средства выделяются государственным органам с обязательным указанием их целевого использования:
из республиканского бюджета — по распоряжению Президента Республики Беларусь. Проект такого распоряжения в установленном порядке вносится заинтересованными государственными органами;
из местного бюджета — по решению соответствующего облисполкома (Минского горисполкома) (п. 3 Указа № 300).
Установление п. 3 Указа № 300 особого порядка предоставления и использования государственными органами безвозмездной (спонсорской) помощи в форме денежных средств не исключает возможности предоставления государственным органам безвозмездной (спонсорской) помощи в иных формах, в т. ч. в виде товаров (имущества). Цель этой нормы — установить единый порядок поступления и расходования государственными органами данного вида внебюджетных средств.

В каком порядке предоставляется и используется безвозмездная (спонсорская) помощь?

Решение о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи принимается спонсором самостоятельно.

Справочно: исключения:
необходимость получения предварительных согласий государственными органами и организациями, субъектами хозяйствования с долей государства согласно п. 9 Указа № 300;
необходимость соблюдения корпоративных процедур в соответствии с гражданским законодательством и учредительными документами юридического лица. Например, в соответствии с абз. 9 ч. 1, ч. 2 ст. 35 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. «О хозяйственных обществах» (с последующими изменениями и дополнениями) решение о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи относится к исключительной компетенции общего собрания участников хозяйственного общества (единственного его участника) или совета директоров (наблюдательного совета).

В связи с вышеизложенным, перед заключением договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи следует уточнить наличие у спонсора полномочий на ее оказание. В противном случае сделка может быть признана недействительной*.

 * Ст. 175 ГКп. 17 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28 октября 2005 г. № 26 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего недействительность сделок».

При этом направление получателем безвозмездной (спонсорской) помощи потенциальным спонсорам писем-предложений о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи с приложением формы договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи не может рассматриваться как требование о ее предоставлении и является правомерным.

Цена вопроса
Требование должностным лицом предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи с использованием своих служебных полномочий влечет привлечение его к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности. Требование должностным лицом предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, совершенное с использованием своих служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности либо повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, влечет уголовную ответственность (п. 14 Указа №300).

Порядок действий при получении безвозмездной (спонсорской) помощи таков:

1.    Заключение договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи.

При предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи заключается договор, в котором указываются:

1) организация, индивидуальный предприниматель, предоставляющие безвозмездную (спонсорскую) помощь, получатель такой помощи;

2) размер (сумма, расчет стоимости) оказываемой безвозмездной (спонсорской) помощи;

Заведующему на заметку
Размер предоставляемой безвозмездной (спонсорской) помощи не ограничен (п. 10 Указа № 300).

Справочно: исключение — совокупный размер безвозмездной (спонсорской) помощи, предоставляемой государственными органами, иными государственными организациями, указанными в ч. 1 п. 9 Указа № 300, в течение календарного года, не может превышать 1 % от выручки, полученной ими при реализации продукции (товаров), работ, услуг за год, предшествующий году предоставления такой помощи. При этом должностные лица органов, согласующих ее предоставление, могут принять решение об оказании такой помощи в размере, превышающем 1 % от выручки. Оказание безвозмездной (спонсорской) помощи государственными органами, иными государственными организациями, не получающими такой выручки, размером не ограничивается (ч. 2 п. 9 Указа № 300).

3) цель предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи.

В связи с целевым характером безвозмездной (спонсорской) помощи и установлением административной ответственности за его нарушение в договоре следует указывать максимально четкие формулировки целей предоставления данной помощи;

4) виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на денежные средства безвозмездной (спонсорской) помощи.

Передача денежных средств без указания видов товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на эти денежные средства получателями безвозмездной (спонсорской) помощи, не допускается (п. 8 Указа № 300); 

5) порядок представления получателем безвозмездной (спонсорской) помощи (за исключением получателей — физических лиц) организации, индивидуальному предпринимателю, оказавшим такую помощь, отчета о ее целевом использовании;

6) сведения об оказании безвозмездной (спонсорской) помощи в установленных пределах (для органов, организаций, перечисленных в п. 9 Указа № 300);

7) иные условия, определенные соглашением сторон с соблюдением требований Указа № 300 и других актов законодательства (п. 5 Указа № 300).

Важно
Указанные условия договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи являются существенными для данного договора (п. 1 ст. 402 ГК), поэтому в случае отсутствия в договоре хотя бы одного из данных условий он будет считаться незаключенным, а безвозмездная (спонсорская) помощь — предоставленной без заключения договора, что приведет к привлечению к административной ответственности как лица, предоставившего безвозмездную (спонсорскую) помощь, так и получателя такой помощи.

Примерная форма договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи (далее — Примерная форма) утверждена постановлением № 779.

В приложениях к Примерной форме приводятся:

  • перечень товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, предоставляемых в качестве безвозмездной (спонсорской) помощи (приложение 1);
  • виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на денежные средства безвозмездной (спонсорской) помощи (приложение 2).

Примерная форма договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи

Правовое значение Примерной формы состоит в том, что она предназначена упростить договорную работу, однако ее условия не являются обязательными и стороны могут заключить договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, не идентичный Примерной форме, при условии его соответствия требованиям законодательства, в т. ч. п. 5 Указа № 300 (ст. 397 ГК).

Договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи вступает в силу в общем порядке — с момента его подписания, а в случае, если договор подлежит согласованию в соответствии с п. 9 Указа — с момента его согласования в установленном порядке (ч. 3 п. 5 Указа № 300). Данное правило не исключает необходимость соблюдения иных общих требований Гражданского кодекса к форме договора, например, государственной регистрации в случае совершения сделки с недвижимым имуществом (ст. 131 ГК).

2. Получение безвозмездной (спонсорской) помощи.

3. Предоставление спонсору отчета об использовании безвозмездной (спонсорской) помощи.

Получатели безвозмездной (спонсорской) помощи (за исключением получателей — физических лиц) ведут учет всех операций по ее использованию, а также представляют спонсору отчет в произвольной форме о ее целевом использовании в соответствии с заключенным договором*.

Абз. 6 ч. 1 п. 5, п. 6 Указа № 300, письмо Министерства экономики Республики Беларусь от 20 декабря 2005 г. № 31-02-03/11386 «О порядке оказания безвозмездной (спонсорской) помощи физическим лицам»

Заведующему на заметку
В договоре предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи целесообразно предусмотреть требования к форме отчета о целевом использовании безвозмездной (спонсорской) помощи, срокам и порядку его предоставления, в т. ч. к предоставлению документов, подтверждающих целевое использование полученной безвозмездной (спонсорской) помощи.

4. Предоставление статистической отчетности.

Юридические лица обязаны в установленном порядке представлять государственную статистическую отчетность об оказанной безвозмездной (спонсорской) помощи (п. 12 Указа № 300).

Какая ответственность предусмотрена за нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи?

Статьей 23.84 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушения порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи (см. Таблицу).

Лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях — уполномоченные на то должностные лица органов КГК, налоговых органов (п. 16, 26 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП).

Сроки наложения административного взыскания за предусмотренные выше нарушения — не позднее 2 месяцев со дня его совершения (п. 1 ч. 1 ст. 7.6 КоАП).  


2124 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок