Трудовые правоотношения — это правовые отношения между работниками и работодателями, которые возникают в процессе осуществления трудовой деятельности. Эти отношения регулируются законодательством, нормативными актами, коллективными и трудовыми договорами.
Регулирование условий труда — это процесс установления и обеспечения определенных условий и гарантий для работников, который включает:
- меры по обеспечению безопасности и здоровья работников;
- нормализацию рабочего времени и времени отдыха;
- определение размера заработной платы;
- социальные гарантии.
Основные НПА
- Особенности регулирования труда педагогических работников и иных работников, участвующих в аттестации обучающихся либо образовательных мероприятиях, установлены ст. 320 ТК.
- Основы правового регулирования в сфере образования установлены Кодексом об образовании.
- Квалификационные требования, предъявляемые к педагогическим работникам, установлены в выпуске 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69).
- Перечень должностей педагогических работников, должностей служащих, связанных с выполнением воспитательных функций, других должностей служащих, профессий рабочих, связанных с постоянной работой с детьми, установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.09.2022 № 583.
- При исчислении ставок педагогических работников необходимо руководствоваться постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.03.2007 № 25 «О некоторых особенностях регулирования труда педагогических работников» (в ред. от 29.12.2022) (далее — постановление № 25).
- Оплата организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся, осуществляемых учителями и преподавателями, регулируется постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.11.2004 № 70 «Об утверждении Инструкции о порядке определения оплачиваемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях образования».
- Инструкция о порядке направления педагогических работников в санаторно-курортные или оздоровительные организации, воспитательно-оздоровительные учреждения образования и условиях оплаты их труда утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.12.2019 № 190 (далее — Инструкция № 190).
- Положение о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2019 № 176.
Кто может осуществлять педагогическую деятельность
Педагогическими работниками признаются лица, которые осуществляют педагогическую деятельность:
- реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания;
- оказывают коррекционно-педагогическую помощь;
- осуществляют научно-методическое обеспечение образования;
- осуществляют руководство образовательной деятельностью учреждения образования (п. 1 ст. 50 Кодекса об образовании).
Это важно
Кодексом об образовании установлены ограничения для занятия педагогической деятельностью.
Педагогическую деятельность не могут осуществлять лица:
- лишенные права заниматься педагогической деятельностью;
- имеющие судимость, которая не снята или не погашена;
- не имеющие права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами;
- признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;
- имеющие медицинские противопоказания к осуществлению педагогической деятельности (п. 2 ст. 51 Кодекса об образовании).
При возникновении в период осуществления педагогической деятельности обстоятельств, препятствующих ее осуществлению (перечислены выше), осуществление педагогической деятельности прекращается на основании п. 7 ст. 47 ТК.
Не имеют права заниматься педагогической деятельностью, педагогической деятельностью в сфере физической культуры и спорта, занимать должности служащих, связанные с выполнением воспитательных функций, другие должности служащих, профессии рабочих, связанные с постоянной работой с детьми, физические лица, в отношении которых вступил в законную силу обвинительный приговор суда за совершение преступлений, предусмотренных ст. 139, 145–147, 154, чч. 2 и 3 ст. 165, гл. 20, ст. 172, ч. 2 ст. 173, ст. 181, 182, 187, 3421, 343 и 3431 УК, независимо от снятия или погашения судимости либо прекращено уголовное преследование за совершение указанных преступлений по основаниям, предусмотренным п. 3 или 4 ч. 1 ст. 29 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (ч. 1 ст. 271 Закона Республики Беларусь от 19.11.1993 № 2570-XII «О правах ребенка»).
Продолжительность рабочего времени
Для отдельных категорий педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 ч в неделю, включая нормы часов педагогической нагрузки за ставку (чч. 2 и 3 ст. 320 ТК).
Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05.09.2011 № 255 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников и признании утратившими силу отдельных постановлений Министерства образования Республики Беларусь» утверждены:
- перечень отдельных категорий педагогических работников, которым устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени;
- перечень отдельных категорий педагогических работников, которым устанавливаются нормы часов педагогической нагрузки за ставку.
Нормы часов педагогической нагрузки за ставку
Педагогическим работникам, которым устанавливаются нормы часов педагогической нагрузки за ставку в учреждениях образования, тарифная ставка (тарифный оклад), оклад с учетом педагогической нагрузки определяются согласно Инструкции о порядке оплаты труда педагогических работников с учетом педагогической нагрузки (утв. постановлением № 25).
Педагогическая нагрузка включает часы:
- педагогической деятельности;
- организационно-воспитательной работы;
- дополнительного контроля учебной деятельности учащихся.
Регулирование труда при направлении в другие организации
Направление в санаторно-курортные или оздоровительные организации
Наниматель имеет право направлять педагогических работников в санаторно-курортные или оздоровительные организации для реализации образовательных программ, программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении (чч. 4 и 5 ст. 320 ТК).
Условия направления:
- согласие педагогического работника;
- приказ (распоряжение) руководителя учреждения образования по основному месту работы;
- указание в приказе (распоряжении) о направлении условий оплаты труда (п. 4 Инструкции № 190);
- оплата труда за фактически отработанное время по часовым тарифным ставкам (часовым тарифным окладам), часовым окладам с учетом стимулирующих и компенсирующих выплат, установленных педагогическому работнику по основному месту работы (п. 5 Инструкции № 190);
- оплата труда педагогических работников учреждений образования, направляющих группы детей на оздоровление, по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по основному месту работы (п. 8 Инструкции № 190).
Направление в другую организацию для участия в аттестации
Наниматель имеет право направить педагогического работника для участия в аттестации обучающихся либо образовательных мероприятиях, проводимых иной организацией (ч. 6 ст. 320 ТК).
Условия направления:
- наличие предложения иной организации для направления к ним работника;
- согласие работника на участие в таких мероприятиях;
- сохранение за работником места работы и среднего заработка;
- приказ (распоряжение) руководителя учреждения образования по основному месту работы;
- предоставление работникам, направляемым в организации, расположенные в другой местности вне места основной работы, гарантий и компенсаций, предусмотренных ст. 95 ТК.
Справочно: при служебных командировках наниматель обязан выдать аванс и возместить работнику следующие расходы:
• по проезду к месту служебной командировки и обратно;
• по найму жилого помещения;
• за проживание вне места жительства (суточные);
• иные произведенные работником с разрешения или ведома нанимателя расходы (ст. 95 ТК).
Значимость регулирования условий труда
Регулирование условий труда имеет ключевое значение для обеспечения справедливого и эффективного функционирования учреждения образования:
- помогает защищать права работников, обеспечивая безопасные и здоровые условия труда, адекватную компенсацию за труд и социальную защиту;
- служит интересам работодателей, поскольку помогает привлекать и удерживать квалифицированных работников и снижать риск судебных исков и штрафов за нарушение трудового законодательства.