Приемка учреждений образования к учебному году
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Приемка учреждений образования к учебному году

В преддверии нового учебного года соответствующая комиссия проводит проверку каждого учреждения образования, по результатам которой подписывает паспорт готовности учреждения к новому учебному году. В материале мы предлагаем вам ознакомиться с теми НПА, требования которых необходимо соблюдать, а также с типичными нарушениями, выявляемыми в ходе посещения учреждений межведомственными комиссиями.

Приемка учреждений образования к новому учебному году — это как раз тот случай, когда лучше учиться на чужих ошибках.

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н. Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

6239 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Что входит в компетенцию комиссии, оценивающей подготовку учреждений к новому учебному году?

В целях оценки подготовки учреждений к новому учебному году на уровне исполнительных и распорядительных органов, в компетенцию которых в соответствии со ст. 41, 45 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (с последующими изменениями и дополнениями) входят вопросы создания условий для реализации гражданами права на образование, осуществления контроля за обеспечением качества образования, ориентировочно в мае-июне каждого года создаются соответствующие межведомственные комиссии с участием представителей отделов образования, территориальных органов государственного санитарного надзора, организаций здравоохранения, иных заинтересованных служб и ведомств с целью оценки соответствия учреждений образования требованиям действующего законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В компетенцию указанной комиссии входят вопросы:

  • обеспечения проведения объезда учреждений образования с целью их оценки на основании заранее определенных критериев (по результатам готовится информация, содержащая объективную оценку готовности учреждения образования к новому учебному году);
  • подготовки предложений, направленных на совершенствование работы учреждений образования и устранение выявленных нарушений действующего законодательства.

Органы и учреждения государственного санитарного надзора в рамках участия в работе межведомственной комиссии осуществляют контроль за соблюдением учреждениями образования требований действующего законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Какие акты законодательства, ТНПА* в санитарной сфере должны соблюдаться учреждениями образования?

* ТНПА — технические нормативные правовые акты (примеч. ред.).

1.    Общие санэпидемтребования.

Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7) утверждены в том числе общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (далее — Общие санэпидемтребования).

Субъекты хозяйствования в процессе осуществления экономической деятельности обязаны соблюдать Общие санэпидемтребования (см.: ч. 1 подп. 3.5 п. 3 Декрета № 7).

2.    Техрегламенты Республики Беларусь, ЕАЭС (Таможенного союза).

Санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные техническими регламентами Республики Беларусь, также обязательны для соблюдения субъектами хозяйствования (см. примечание 2 к подп. 3.5 п. 3 Декрета № 7).

Техрегламенты разрабатываются только в отношении продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные для соблюдения требования в рамках ЕАЭС и в отношении которой не вступили в силу или на которую не распространяются техрегламенты Таможенного союза и ЕАЭС (см.: ч. 1 подп. 3.7 п. 3 Декрета № 7).

Справочно: техрегламенты Республики Беларусь можно не применять со дня вступления в силу техрегламентов ЕАЭС (Таможенного союза), устанавливающих требования к конкретной продукции, независимо от факта и даты признания их утратившими силу.
Перечень техрегламентов Таможенного союза, ЕАЭС размещен на сайтах Госстандарта и  Евразийскойя экономической комиссии .

3.    Специфические санитарно-эпидемиологические требования и гигиенические нормативы.

В соответствии с п. 2 Общих санэпидемтребований Совет Министров должен определить обязательные для соблюдения специфические санитарно-эпидемиологические требования, в частности:

  • к содержанию и эксплуатации учреждений образования, санаторно-курортных и оздоровительных организаций, учреждений социального обслуживания, общежитий и иных мест проживания, источников и систем питьевого водоснабжения, а также строящихся и реконструируемых объектов;
  • к условиям труда работающих;
  • гигиенические нормативы.

4.    Иные ТНПА, содержащие санитарно-эпидемиологические требования (рекомендательно).

Иные санитарно-эпидемиологические требования, содержащиеся в технических нормативных правовых актах, подлежат применению по усмотрению субъектов хозяйствования (см.: ч. 2 подп. 3.5 п. 3 Декрета № 7).

Тем не менее данные требования могут не соблюдаться субъектами хозяйствования при одновременном соблюдении последними двух условий:

  • обеспечение в процессе экономической деятельности безопасности, исключающей причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если иное не предусмотрено Декретом № 7 и иными решениями Президента;
  • обеспечение нормальных условий для выполнения работниками норм труда в соответствии со ст. 89 ТК.

Справочно: перечень санитарных норм, правил и гигиенических нормативов размещен на сайте Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Таким образом, решение указанного вопроса отдано на усмотрение субъектов хозяйствования.

Какие нарушения чаще всего выявляются в учреждениях образования при приемке их к новому учебному году?

Практика свидетельствует о самых разно­образных нарушениях действующего законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выявляемых в учреждениях образования республики.

Подавляющее их большинство связано с материально-техническим оснащением учреждений образования, проведением ремонтов помещений, неудовлетворительным санитарно-техническим состоянием санитарных узлов.

Рассмотрим наиболее распространенные нарушения действующего законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выявляемые в рамках работы в составе межведомственных комиссий в учреждениях образования республики.

Так, например, в отдельных средних школах не были выполнены заранее выданные требования органов госсаннадзора в части приведения в надлежащее состояние школьных стадионов, что привело к необеспечению проведения ремонтов и модернизации спортивного ядра, площадок, стадионов.

Кроме того, одной из проблем функционирования учреждений образования, негативно влияющих на создание оптимального воздушно-теплового режима в учебных помещениях, является несвоевременная замена изношенных оконных блоков.

Особую значимость в работе учреждений образования имеет санитарно-техническое состояние объектов питания обучающихся.

Так, например, в рамках работы в составе межведомственных комиссий было установлено, что в отдельных средних школах не были выполнены заранее выданные требования органов госсаннадзора в части проведения ремонтов пищеблоков или их отдельных подразделений (цехов).

Устанавливаются факты отставания темпов замены изношенного, работающего сверх установленных сроков эксплуатации технологического и холодильного оборудования, кухонного инвентаря от имеющихся потребностей. Например, в котломоечные помещения пищеблоков школ не были приобретены резервные источники горячего водоснабжения на период отключения централизованной подачи горячей воды.

Кроме того, выявлены факты необеспечения своевременного решения вопросов ремонта вышедшего из строя оборудования, низкое качество проводимых ремонтных работ и отсутствие должного контроля со стороны комбинатов школьного питания за приемкой в эксплуатацию оборудования после выполненных работ. Например, на пищеблоках школ района нуждались в ремонте жарочные шкафы, в неисправном состоянии находился морозильный ларь.

Медленными темпами проводится оснащение пищеблоков средствами малой механизации (овощерезками, слайсерами, цифровыми термометрами для определения достаточности тепловой обработки блюд, стерилизаторами для прокаливания столовых приборов, сервировочными тележками и др.), позволяющими организовать питание детей и подростков на качественно новом уровне.

Резюме

Следует отметить, что подавляющее большинство нарушений, выявляемых органами государственного санитарного надзора в рамках работы в составе межведомственной комиссии, связано с недостаточным внутриведомственным контролем за обеспечением выполнения (полным или частичным) санитарно-эпидемио­логических требований, в т.ч. выраженных в предписаниях органов государственного санитарного надзора, рекомендациях об устранении нарушений, выданных по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»(с  последующими изменениями и дополнениями) и принятых в целях его реализации актов законодательства.

Справочно: в соответствии со ст. 23.1 КоАП за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение письменного требования (предписания) об устранении нарушений, о приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств, вынесенного в соответствии с законодательным актом уполномоченным должностным лицом государственного органа (организации), либо неинформирование государственного органа (организации) в установленный срок об исполнении такого требования (предписания) влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.

По результатам работы в составе межведомственной комиссии с учетом проведенного анализа соблюдения требований действующего законодательства при условии качественной и своевременной подготовки учреждений образования к новому учебному году представителями органов государственного санитарного надзора обеспечивается подписание соответствующих паспортов готовности либо направление в адрес руководителей учреждений образования, отделов (управлений, комитетов) образования местных исполнительных и распорядительных органов соответствующих предложений по устранению выявленных нарушений.  

6239 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок