Организация питьевого режима, наполняемость подгрупп, повышение тарифных ставок: ответы на вопросы подписчиков
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Организация питьевого режима, наполняемость подгрупп, повышение тарифных ставок: ответы на вопросы подписчиков

Нужно ли заказывать воду и одноразовые стаканчики родительским комитетом, или каждый ребенок должен самостоятельно приносить бутылочку с водой? Может ли школа требовать, чтобы количество листов в тетрадях по предмету «Математика» было не более 24? Какая максимальная наполняемость группы по иностранному языку и сколько должно быть учеников в классе, чтобы класс можно было разделить на группы? Устанавливается ли повышение тарифных ставок на 20 % директорам и заместителям директоров по учебной и по воспитательной работе согласно постановлению Совмина № 632? Можно ли проводить факультативные занятия по ОБЖ до начала учебных занятий, если уроки начинаются в 9:00?
Ответы на эти и другие вопросы — в материале.

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

1679 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Вопрос:

Нужно ли заказывать воду и одноразовые стаканчики родительским комитетом, или каждый ребенок должен самостоятельно приносить бутылочку с водой, или школа должна обеспечивать питьевой водой (фонтанчиками или в какой-либо иной форме)?

Ответ:

Питьевой режим учащихся в конкретном учреждении образования находится в компетенции руководителя этого учреждения.

Принимая решение, директор должен руководствоваться следующими нормами.

В соответствии с п. 52 Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования»* при организации питьевого режима учащихся учреждений образования должна использоваться фасованная в емкости негазированная питьевая вода промышленного производства или из централизованной водопроводной системы после ее доочистки через локальные фильтры промышленного производства и (или) кипяченая вода. Кипяченая вода должна храниться в закрытых емкостях с водоразборным краном в течение не более четырех часов.

* Утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206 с последующими изменениями и дополнениями.

Для питья воды используется одноразовая посуда. Только при организации питьевого режима в обеденном зале допускается использование многоразовой чайной посуды.

Вопрос:

Может ли школа требовать, чтобы количество листов в тетрадях по предмету «Математика» было не более 24?

Ответ:

Нет.

В соответствии с абз. 7 п. 11 Методических рекомендаций по формированию культуры устной и письменной речи в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования*при осуществлении учреждениями образования обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования по учебному предмету «Математика» рекомендуется иметь три тетради (две тетради для учебных работ и одну тетрадь для контрольных работ).

* Утверждены заместителем Министра образования Республики Беларусь Сидоренко Р.С. от 6 июня 2016 г

Количество страниц в тетрадях для учебных и контрольных работ указанными рекомендациями не регламентируется.

При этом наиболее значимые (по выбору учителя) учебные работы по предмету «Математика» проверяются:

  • не реже одного раза в неделю — для всех учащихся V–VІІ классов;
  • не реже одного раза в две недели — для всех учащихся VІІІ–ІХ классов;
  • не реже одного раза в месяц — для всех учащихся Х–ХІ (XII) классов.

А каждая учебная работа в тетрадях для учебных работ учащихся І–ІV классов проверяется для всех учащихся к следующему учебному занятию по предмету. В связи с этим учителю часто приходится брать тетради домой на проверку работ, а при большом количестве страниц в каждой тетради их общий вес будет внушительным. Поэтому оптимальным будет вариант, в котором учитель и родители взаимно согласуют количество страниц в тетрадях.

Вопрос:

При делении на группы по иностранному языку установлено только минимальное количество учащихся в подгруппе (9 человек). А какая максимальная наполняемость подгруппы?

Ответ:

Максимальная наполняемость не установлена.

В соответствии с абз. 4 п. 54 Положения об учреждении общего среднего образования* (далее — Положение об УОСО) при проведении учебных занятий по учебному предмету «Иностранный язык» наполняемость каждой группы составляет не менее 9 учащихся, при этом максимальное количество учащихся в одной группе не установлено.

* Утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283 с последующими изменениями и дополнениями.

В старой редакции Положения при изучении иностранного языка было предусмотрено деление класса на три группы с наполняемостью каждой группы не менее 6 и не более 10 учащихся.

В новой редакции Положения об УОСО снято ограничение как на количество создаваемых групп, так и на их предельную наполняемость. Внесение этих изменений предоставило возможность местным органам управления по образованию регулировать деление класса на группы исходя из особенностей конкретного учреждения общего среднего образования (контингента обучающихся, наличия соответствующих педагогов, количества и вместимости учебных кабинетов и пр.).

Вопрос:

Сколько должно быть учеников в классе, чтобы можно было разделить класс на группы по иностранному языку?

Ответ:

Следует руководствоваться п. 54 Положения об УОСО.

При проведении учебных занятий по учебному предмету «Иностранный язык» наполняемость каждой группы составляет не менее 9 учащихся, при этом максимальное количество учащихся в одной группе не установлено. Очевидно, что возможность разделить класс на две группы появляется при наличии в классе не менее 18 учеников. Однако для ее реализации требуется решение местного органа управления по образованию.

Теоретически разделить на две группы можно даже класс с двумя учениками (например, один из них изучает французский язык, другой — немецкий, а в школе есть соответствующие учителя), но также только по решению управления (отдела) по образованию местного исполнительного и распорядительного органа, согласованного с финансовым управление (отделом) этого местного исполнительного и распорядительного органа и уже за счет учебных часов, которые установлены типовым учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего вида на проведение факультативных занятий.

Вопрос:

Имеет ли право директор школы отказать в приеме в Х класс школы учащегося, который изъявил такое желание, но сейчас обучается в профессионально-техническом лицее (общего среднего образования у него нет)? Какие документы нужно представить, чтобы перевестись из лицея в школу?

Ответ:

Вопрос в компетенции директора.

Перевод учащихся из учреждения профессионально-технического образования в учреждение общего среднего образования не предусмотрен.

В соответствии с п. 79, 80 Положения об УОСО прием на III ступень общего среднего образования в учреждение общего среднего образования осуществляется на основании заявления при предъявлении свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, медицинской справки о состоянии здоровья и свидетельства об общем базовом образовании.

На основании справки об обучении, выданной при отчислении из учреждения профессионально-технического образования, директор школы определяет, в какой класс (при наличии свободных мест) можно зачислить обратившегося. При необходимости директор может провести с обратившимся собеседование по отдельным учебным предметам.

Вопрос:

В постановлении Совмина от 31 августа 2018 г. № 632 указано об установлении повышения тарифных ставок педагогическим работникам и помощникам воспитателей на 20 %. Устанавливается ли данное повышение директорам и заместителям директоров по учебной и по воспитательной работе учреждений общего среднего образования?

Ответ:

Устанавливается.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2018 г. № 632 «Об установлении размера тарифной ставки первого разряда и повышении заработной платы отдельным категориям работников» педагогическим работникам (включая лиц из числа профессорско-преподавательского состава) и помощникам воспитателей с 1 сентября 2018 г. установлено повышение тарифных ставок (окладов) на 20 %.

При применении установленного повышения рекомендуется руководствоваться перечнем должностей руководителей и специалистов из числа педагогических работников, поименованных в подп. 3.1 п. 3 приложения (окладов) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, за стаж работы по специальности (в отрасли)*.

* Утверждено постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 12 января 2000 г. № 4 с последующими изменениями и дополнениями.

В указанный перечень входят директора (начальники, заведующие) учреждений образования, а также их заместители по основным видам деятельности.

Вопрос:

Можно ли проводить факультативные занятия по ОБЖ (другим предметам) до начала учебных занятий, если уроки начинаются в 9:00? На какие документы нужно ссылаться?

Ответ:

Можно.

В соответствии с ч. 3 п. 61 Положения об УОСО факультативные занятия проводятся, как правило, до начала или после завершения уроков. Факультативные занятия в IX–XI классах могут проводиться и в шестой школьный день.

Вопрос:

Можно ли ученикам X–XI классов пользоваться на уроках в школе учебниками в электронном формате, используя для этого свой гаджет?

Ответ:

Вопросы использования электронных средств обучения на уроке нужно согласовывать с директором и учителями.

Использование в образовательном процессе электронных устройств ввода-вывода информации, предназначенных для ее визуального отображения, регламентируется Санитарными нормами и правилами «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами»* (далее — СНиП при работе с видеодисплейными терминалами).

* Утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 59.

Согласно этому постановлению образовательный процесс с использованием видеодисплейных терминалов (планшеты, электронные книги и др.) и электронно-вычислительных машин в учреждениях общего среднего образования должен быть организован в условиях сохранения здоровья обучающихся, поддержания их работоспособности в течение учебного дня, недели, учебного года.

Обратите внимание, что требования к организации и оборудованию рабочих мест с видеодисплейными терминалами, электронными вычислительными машинами, в т. ч. персональными, в помещениях учреждений образования не распространяются на эксплуатацию портативных персональных электронных вычислительных машин при работе их от аккумулятора.

Этим же документом с учетом возраста обучающихся регламентируется продолжительность непрерывного занятия, связанного с фиксацией взгляда непосредственно на экран видеомонитора электронного устройства, количество занятий (учебных и факультативных) с использованием электронных устройств в течение учебного дня, оптимальная плотность учебного занятия с использованием электронных устройств, в т. ч. портативных. В частности, при организации занятий (учебных и факультативных) обучающихся X–XI классов должны соблюдаться следующие требования:

1) количество занятий (учебных и факультативных) с использованием видеодисплейных терминалов, электронных вычислительных машин (включая портативные) в течение учебного дня должно составлять не более трех занятий;

2) продолжительность непрерывного занятия, связанного с фиксацией взгляда непосредственно на экране видеомонитора персональной электронно-вычислительной машины (за исключением портативных), не должна превышать 30 минут на первом занятии в расписании занятий и по 20 минут — на двух последующих занятиях;

3) продолжительность непрерывного занятия, связанного с фиксацией взгляда непосредственно на видеодисплейном терминале, экране портативной персональной электронно-вычислительной машины, не должна превышать 20 минут;

4) оптимальная плотность учебного занятия с использованием персональных электронно-вычислительных машин, в т. ч. портативных, не должна превышать 80 %;

5) факультативные занятия с использованием видеодисплейных терминалов, электронных вычислительных машин (включая портативные) должны проводиться в дни с наименьшим количеством учебных занятий;

6) во время учебных занятий и перемен не допускается проведение компьютерных игр (часто это требование наиболее сложно выполнить).

Анализ требований СНиП при работе с видеодисплейными терминалами позволяет сделать вывод о том, что полностью заменить все учебники на бумажном носителе их электронными аналогами не получится.

Поэтому в каждом индивидуальном случае вопросы использования конкретных электронных средств обучения по отдельным учебным предметам согласуются с директором учреждения общего среднего образования и учителями.

Вопрос:

Можно ли получить дубликат знака «Выдатнік адукацыі» в случае утери этого знака или хотя бы копию приказа о награждении?

Ответ:

Дубликат нельзя, копию приказа можно.

В соответствии с п. 8 Положения о нагрудном знаке Министерства образования «Выдатнік адукацыі»* повторное награждение нагрудным знаком не производится, при утере нагрудного знака дубликат не выдается.

* Утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 3 мая 2002 г. № 238 «Об учреждении нагрудного знака Министерства образования «Выдатнiк адукацыi».

Для получения копии приказа о награждении необходимо обращаться в Национальный архив Республики Беларусь по адресу: г. Минск, проспект Независимости, 116.

Вопрос:

Какие требования к образованию должны быть выполнены при назначении человека на должность лаборанта кабинета физики в школе?

Ответ:

Должность «Лаборант» не относится к категории педагогических работников. Квалификационные требования к данной должности определены в выпуске 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих для всех видов деятельности»* (далее — ЕКСД).

* Утвержден постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30 декабря 1999 г. № 159 с последующими изменениями и дополнениями.

Согласно ЕКСД к должности «Лаборант» (без категории) предъявляются следующие квалификационные требования: среднее специальное образование без предъявления требований к стажу работы.

1679 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок