Общественный контроль является одним из направлений деятельности профессиональных союзов, их организационных структур, объединений таких союзов и их организационных структур (далее — профсоюзы). Он проводится в форме проверок и иных мероприятий, не связанных с проверками. Рассмотрим особенности осуществления общественного контроля профсоюзами.
Какими НПА руководствуются профсоюзы при осуществлении общественного контроля
Осуществление общественного контроля регламентируется, в частности:
- Указом Президента Республики Беларусь от 06.05.2010 № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» (далее — Указ № 240) и Положением о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в форме проведения проверок (утв. Указом № 240 (далее — Положение об общественном контроле));
- Положением о правовой инспекции труда Федерации профсоюзов Беларуси (далее — ФПБ) (документ можно найти по ссылке);
- Положением о технической инспекции труда ФПБ (документ можно найти по короткой ссылке).
Виды контроля и кто его осуществляет
В соответствии с вышеуказанными актами профсоюзы вправе осуществлять общественный контроль:
- за соблюдением законодательства о труде;
- соблюдением законодательства об охране труда;
- соблюдением законодательства о профсоюзах;
- выполнением коллективного договора (соглашения).
Справочно: полномочия правовых и технических инспекторов труда подтверждаются соответственно удостоверениями правового (главного правового) или технического (главного технического) инспектора труда, формы которых приведены в Положении о правовой инспекции труда ФПБ и Положении о технической инспекции труда ФПБ.
Общественный контроль уполномочены осуществлять следующие представители профсоюзов:
- за соблюдением законодательства о труде и о профсоюзах — правовые инспекторы труда профсоюзов;
- за соблюдением законодательства об охране труда — технические инспекторы труда профсоюзов;
- за выполнением коллективного договора (соглашения) — правовые и технические инспекторы труда профсоюзов.
Правовыми и техническими инспекторами труда профсоюзов являются лица, состоящие в трудовых отношениях с профсоюзами.
Какие формы общественного контроля предусмотрены
Общественный контроль, осуществляемый профсоюзами, проводится в форме:
- проверки — совокупности мероприятий, проводимых профсоюзами в отношении контролируемых субъектов, по итогам которых оценивается соответствие требованиям законодательства, коллективного договора (соглашения) осуществляемой контролируемыми субъектами деятельности по обеспечению трудовых и социально-экономических прав граждан, действий (бездействия) должностных лиц и иных работников контролируемых субъектов;
- мониторинга — мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав граждан;
- участия в работе коллегиальных органов, комиссий;
- иных формах, предусмотренных законодательством, коллективными договорами (соглашениями).
Общественный контроль в форме плановых проверок
Планирование проверок осуществляется профсоюзами во взаимодействии между собой и с учетом соответствующих планов выборочных проверок, размещенных на сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь либо его органов (ч. 1 п. 9 Положения об общественном контроле).
Планы проверок составляются правовыми и техническими инспекциями труда профсоюзов, входящих в состав ФПБ, организационных структур ФПБ, на полугодие и утверждаются полномочным органом профсоюза. Утвержденные планы проверок представляются в правовую и техническую инспекции труда Совета ФПБ для размещения на сайте ФПБ.
Справочно: планы проведения профсоюзами проверок размещаются на сайтах республиканских объединений профсоюзов (ч. 4 п. 9 Положения об общественном контроле), в частности, на сайте ФПБ (короткая ссылка — bit.ly/3t66C 3q).
Обратите внимание
Профсоюз вправе назначать плановые проверки в отношении контролируемых субъектов по мере необходимости, но не чаще одного раза в два года (ч. 2 п. 6 Указа № 240).
Проверка контролируемого субъекта проводится за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года.
Период, за который проводится проверка, не ограничивается в случае обращения физического лица — члена профсоюза при его несогласии с результатами расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
О назначении плановой проверки контролируемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление о проведении проверки (далее — уведомление), направленное по последнему известному профсоюзу месту нахождения контролируемого субъекта, считается полученным им по истечении 3 дней со дня его направления (п. 14 Положения об общественном контроле).
Проверка проводится на основании предписания руководителя профсоюза (уполномоченного им заместителя руководителя профсоюза), заверенного печатью профсоюза или оформленного на фирменном бланке (ч. 1 п. 17 Положения об общественном контроле).
Справочно: контролируемый субъект обязан обеспечить возможность проведения плановой проверки в срок, указанный в уведомлении. По заявлению контролируемого субъекта профсоюзом однократно может быть принято решение о переносе срока проведения плановой проверки (п. 20 Положения об общественном контроле).
Сведения о проведении проверки и ее результатах вносятся в книгу учета проверок.
Общественный контроль в форме внеплановых проверок
Внеплановые проверки могут назначаться:
- для участия в расследовании причин несчастных случаев на производстве, зарегистрированных случаев возникновения профессиональных заболеваний;
- по заявлению контролируемого субъекта;
- при наличии у профсоюза информации, полученной от первичной профсоюзной организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства о труде, об охране труда или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан;
- для проверки устранения контролируемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки, по которым проверяющим выдано представление (контрольная проверка);
- при наличии у профсоюзной организации информации, полученной от государственного органа, иной организации, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства о труде и (или) об охране труда или о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;
- при наличии информации, полученной от первичной профсоюзной организации, свидетельствующей о невыполнении коллективного договора (соглашения).
Какие документы выдаются по результатам проверок
По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства или факты неисполнения коллективного договора (соглашения), проверяющим составляется представление. Если же нарушений актов законодательства или коллективного договора (соглашения) не выявлено, то оформляется справка (п. 23 Положения об общественном контроле).
Организация в свою очередь должна выполнить каждый пункт представления и письменно сообщить об этом профсоюзу, проводившему проверку (п. 26 Положения об общественном контроле).
Общественный контроль в форме мониторинга и иных мероприятий, не связанных с проверками
Правовые и технические инспекции труда профсоюзов вправе осуществлять общественный контроль в форме мониторинга.
По результатам мониторинга профсоюз вправе выдать контролируемому субъекту обязательную для рассмотрения рекомендацию по устранению установленных нарушений актов законодательства, коллективного договора (соглашения).
Формы рекомендации приведены в приложении 3 к Положению о правовой инспекции труда ФПБ и приложении 12 к Положению о технической инспекции труда ФПБ.
Справочно: контролируемый субъект обязан рассмотреть рекомендацию и проинформировать профсоюз о результатах ее рассмотрения в установленный в ней срок (ч. 2 подп. 1.5 п. 1 Указа № 240).
По результатам мониторинга, в ходе которого не выявлено нарушений законодательства о труде и об охране труда или фактов невыполнения коллективного договора (соглашения), оформляется справка.
Сведения о проведении мониторинга и его результатах в книгу учета проверок не вносятся.
Нарушения, выявляемые в ходе общественного контроля
При осуществлении общественного контроля выявляются, как правило, следующие нарушения (см. таблицу).
Таблица
Нарушения, выявляемые в ходе общественного контроля
Необходимо учитывать, что профсоюзы не вправе применять санкции к нанимателям и привлекать должностных лиц, допустивших нарушения, к административной ответственности, поскольку профсоюзы не относятся к специально уполномоченным государственным органам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.