В соответствии с ч. 5 ст. 116 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье порядок, сроки проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка, порядок признания детей находящимися в социально опасном положении, критерии и показатели социально опасного положения, форма плана защиты прав и законных интересов ребенка устанавливаются Правительством.
Учреждения образования отнесены к органам, которые в пределах своей компетенции участвуют в выявлении детей, находящихся в социально опасном положении, организации и проведении социального расследования, принятии решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки (абз. 5 п. 4 Положения о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 № 22 (далее — Положение № 22)).
При этом абз. 2 п. 6 Положения № 22 установлено, что учреждения образования при осуществлении своей деятельности в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции выявляют неблагоприятную для детей обстановку при организации учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, анализе участия родителей в образовательном процессе, осуществлении контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей в семьях, в которые возвращены дети после помещения на государственное обеспечение, в т. ч. после восстановления родителей в родительских правах, при анализе обращений граждан.
При выявлении неблагоприятной для детей обстановки государственные органы, государственные и иные организации в силу п. 7 Положения № 22 незамедлительно информируют об этом отдел образования по месту нахождения детей.
Отдел образования не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации о неблагоприятной для детей обстановке, направляет ее в учреждение образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок (дети), или в социально-педагогический центр по месту проживания (нахождения) ребенка (детей) — в отношении ребенка (детей) в возрасте до трех лет либо ребенка (детей), который не зачислен в учреждение образования или не проживает с семьей в связи с получением образования.
Это важно
Положением № 22 установлено, что при проведении социального расследования в соответствии с законодательством осуществляется сбор информации о ребенке (детях) и его родителях, имеющей значение для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении.
При проведении социального расследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) комиссией учреждения образования составляется акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей). В связи с тем, что форма акта обследования Положением № 22 не предусмотрена, она утверждается приказом руководителя учреждения образования. Иногда форма акта сопровождается и рекомендациями по его заполнению.
Абзацем 2 п. 11 Положения № 22 определены основные сведения, которые обязательно должны быть отражены в данном акте:
- о ребенке (детях);
- о родителях ребенка;
- об иных гражданах, проживающих совместно с семьей и участвующих в воспитании ребенка (детей);
- о наличии либо отсутствии критериев и показателей социально опасного положения.
Акт — это основной документ, подтверждающий положение ребенка в семье и содержащий персональные данные не только ребенка, но и членов семьи, а также совместно проживающих с ребенком иных лиц.
При составлении акта комиссия обязана соблюдать требования Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных» (далее — Закон), в частности, не допускать нарушения запрета на избыточность обрабатываемых данных.
Мониторинг сайтов отдельных учреждений образования, разместивших собственную утвержденную форму акта обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), показал отсутствие единства в подходах к определению информации, содержащейся в актах. В отдельных случаях учреждения образования включали в акты информацию, которая носит явно избыточный характер (стаж работы, сведения о доходах и иных выплатах и др.), в т. ч. специальные персональные данные (сведения о состоянии здоровья ребенка или его законного представителя), информацию о частной жизни (состоят ли родители в браке, с какого года, если разведены, то с какого года, сведения о сожителях или лицах, с которыми встречаются родители ребенка, и т. п.).
Анализ Положения № 22 свидетельствует о разграничении компетенции государственных органов и иных организаций при проведении социального расследования. Так, п. 6 Положения № 22 определяет компетенцию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении детей, находящихся в социально опасном положении, а п. 22 — при реализации мероприятий, обязательных для исполнения государственными органами.
В Методических рекомендациях по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении (утв. заместителем министра образования Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 (далее — Методические рекомендации)), также определены полномочия государственных органов и организаций при проведении социального расследования, в т. ч. обязанность указанных органов направлять соответствующую информацию (при ее наличии) в отделы образования.
Полагаем необходимым обратить внимание, что Методические рекомендации не являются законодательным актом или принятым в его развитие иным НПА, соответственно, не могут выступать в качестве правового основания при направлении запросов в различные государственные органы и организации.
Анализ обращений граждан и юридических лиц, поступающих в Национальный центр защиты персональных данных, а также выборочный мониторинг информации и форм документов, содержащихся на сайтах отдельных учреждений образования в рубриках, посвященных проведению социального расследования, позволяет констатировать распространенную практику обработки учреждениями образования избыточной информации о гражданах, необходимость которой не вытекает из критериев и показателей социально опасного положения, установленных Положением № 22.
Например, зачастую в отношении законных представителей несовершеннолетних запрашивается информация о правонарушениях, хранящаяся в едином государственном банке данных о правонарушениях.
Вместе с тем оценка критериев и показателей социально опасного положения, указанных в пп. 2 и 3 приложения к Положению № 22, свидетельствует о том, что для решения вопроса о признании детей находящимися в социально опасном положении имеет значение не каждый факт привлечения к административной ответственности, а только лишь по отдельным статьям КоАП:
- ст. 10.1 «Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания»;
- ст. 10.3 «Невыполнение обязанностей по воспитанию детей»;
- ст. 19.1 «Мелкое хулиганство»;
- ч. 2 ст. 19.3 «Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения» (повторно в течение года);
- ст. 19.4 «Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение»;
- ст. 19.5 «Занятие проституцией»;
- ст. 19.8 «Распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости».
При этом в соответствии с ч. 5 ст. 12.12 Процессуально-исполнительного Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 10.1, 19.1, ч. 2 ст. 19.3, ст. 19.4, 19.5 и 19.8 КоАП, в отношении лиц, имеющих несовершеннолетних детей, органы, наложившие административное взыскание за совершение указанных правонарушений, не позднее следующего дня после вынесения постановления о наложении административного взыскания информируют об этом орган опеки и попечительства по месту жительства этих лиц для обеспечения контроля за положением детей в семье и своевременного принятия мер по защите их прав и законных интересов.
Таким образом, предоставлять информацию о фактах привлечения к административной ответственности законных представителей несовершеннолетнего по конкретным статьям КоАП является обязанностью соответствующих органов.
В связи с этим учреждения образования уполномочены реализовывать только те права, которые предоставлены законодательным актом и принятым в его развитие Положением № 22.
Пример
Учреждения образования активно направляют запросы о предоставлении сведений о назначении пенсий, пособий по уходу за инвалидом I группы, государственных пособий семьям, воспитывающим детей, государственной адресной социальной помощи, пособий по безработице и иных выплат в органы по труду, занятости и социальной защите.
Оценка критериев и показателей социально опасного положения, указанных в приложении к Положению № 22, не свидетельствует о четкой зависимости между уровнем дохода родителя (законного представителя) несовершеннолетнего и удовлетворением основных жизненных потребностей ребенка.
Это важно
Направление запросов во всех случаях проведения социального расследования без оценки конкретной ситуации может свидетельствовать о формальном подходе к оценке социально опасного положения семьи, становится фактором, провоцирующим ненадлежащее поведение органа, проводящего социальное расследование, в том случае, когда нечетко определены границы или отсутствуют критерии применения конкретной нормы.
Таким образом, при проведении социального расследования учреждения образования в отдельных случая выходят за рамки своих полномочий, расширяя сферу вмешательства и контроля в т. ч. на охраняемые виды тайн (врачебная тайна, тайна частной жизни).
Обращаем внимание, что за нарушение установленных режимов обращения с конкретными видами тайн и законодательства о персональных данных предусмотрена ответственность.
Таким образом, использование абз. 20 ст. 6 Закона, а в отношении специальных персональных данных — абз. 17 п. 2 ст. 8 Закона не может являться правовым основанием для запроса любых сведений о материальном положении семьи, наличии задолженности по оплате коммунальных услуг, сведений о любых фактах привлечения к административной ответственности и иной информации, не имеющей отношения к оценке критериев и показателей социально опасного положения.
Запрос указанных сведений даже при наличии согласия не соответствует п. 5 ст. 4 Закона.
Критерии и показатели социально опасного положения
(приложение к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении»)