О конкурсе в процедурах госзакупок
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

О конкурсе в процедурах госзакупок

Конкурс в государственных закупках (далее — госзакупки) — одна из процедур, обязательных к применению заказчиками при приобретении товаров, работ, услуг. При этом рассматриваемый вид процедуры сам по себе уникален тем, что позволяет определять поставщика по нескольким критериям, расстановка приоритетов между которыми (определение удельных весов) позволяет наиболее эффективно для конкретного заказчика определить контрагента.

Такая уникальность делает конкурс применимым не только в госзакупках, но и при выборе исполнителей мероприятий государственных программ (п. 18 Положения о порядке формирования, финансирования, выполнения и оценки эффективности реализации государственных программ, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 июля 2016 г. № 289), подрядчиков или поставщиков при осуществлении процедур закупок в строительстве (п. 2 и 6 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2014 г. № 88), выборе частного партнера в соответствии с законодательством о государственно-частном партнерстве (ст. 17 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2015 г. «О государственно-частном партнерстве) и в ряде иных публичных правоотношений (концессии, приватизации государственного имущества и пр.).

Рассмотрим основные правила проведения конкурса.

Одинец Александр

Юрист

2009 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Согласно ст. 32 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон о госзакупках) конкурс характеризуется такими основными чертами, как гласность и конкурентность. Данные характеристики означают, что у заказчика (организатора — при его привлечении заказчиком) возникают обязанности разместить сведения о конкурсе в открытом доступе и рассмотреть предложения любого из юридических или физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей. Названные обязанности урегулированы правилами, содержащимися в Законе о госзакупках, справедливыми и для всех видов процедур госзакупок, и сугубо для конкурса.

Случаи проведения конкурса

Пунктом 2 ст. 32 Закона о госзакупках определено, что открытый конкурс применяется в случаях, не предусмотренных Законом о госзакупках для применения иных видов процедур государственных закупок. Это значит, что законодатель установил остаточный принцип для применения данной процедуры. Следовательно, для ответа на вопрос о правильности применения конкурса следует сначала определить наличие либо отсутствие оснований для проведения запроса ценовых предложений, электронного аукциона или процедуры закупки из одного источника, биржевых торгов.

Так, напомним, что:

а) процедура закупки из одного источника проводится в случаях, перечисленных в приложении к Закону о госзакупках;

б) запрос ценовых предложений проводится при ориентировочной стоимости годовой потребности товаров, работ, услуг более 300, но не более 1 000 базовых величин в отношении товаров и 3 000 базовых величин в отношении работ, услуг. Запрос ценовых предложений в силу ч. 3 п. 1 ст. 49 Закона о госзакупках не применяется к государственной закупке создания новых произведений художественной литературы, фильмов, театральных постановок и концертных программ, других результатов творческой деятельности, организации и проведения выставок, фестивалей, смотров, конкурсов, других культурных мероприятий, оказания услуг в сфере культуры;

в) биржевые торги проводятся при закупке товаров по перечню товаров, установленному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» с последующими изменениями и дополнениями (далее — постановление № 778), одновременно отсутствующих в перечне товаров (работ, услуг), установленном постановлением № 778 для проведения электронного аукциона и при стоимости годовой потребности более 1 000 базовых величин;

г) электронный аукцион проводится по перечню товаров (работ, услуг), установленному постановлением № 778.

Обобщая вышеприведенные критерии выбора процедур, отметим, что открытый конкурс проводится:

а) в общем случае при совпадении одновременно следующих критериев:

отсутствие предмета закупки в перечнях товаров (работ, услуг) для проведения биржевых торгов, электронного аукциона;

превышение следующих пороговых значений ориентировочной стоимости годовой потребности в предмете закупки: 1 000 базовых величин (в отношении товаров); 3 000 базовых величин (в отношении работ, услуг);

б) в следующих специальных случаях:

  • для государственной закупки создания новых произведений художественной литературы, фильмов, театральных постановок и концертных программ, других результатов творческой деятельности, организации и проведения выставок, фестивалей, смотров, конкурсов, других культурных мероприятий, оказания услуг в сфере культуры (ориентировочная стоимость годовой потребности в таких услугах, работах должна быть более 300 базовых величин);
  • закупка средств защиты растений для организаций, осуществляющих деятельность по выращиванию сельскохозяйственных культур, а также деятельность по выращиванию данных культур и переработке продукции сельского хозяйства (Указ Президента Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. № 271 «О централизации закупок средств защиты растений» (далее — Указ № 271)).

Справочно: в силу п. 1 и 2 Указа № 271 при закупке средств защиты растений для названных организаций независимо от источника финансирования таких закупок, для выбора их поставщиков применяется открытый конкурс, который проводится централизованно организатором (государственное торгово-производственное объединение «Белресурсы» — управляющая компания холдинга «Белресурсы»).

Правила проведения конкурса

1. Документация, разрабатываемая и утверждаемая при объявлении конкурса, размещение информации.

При проведении открытого конкурса следует наряду с открытым финансированием иметь в наличии следующие документы:

  • годовой план государственных закупок. На основании сведений годового плана, в т.ч. ориентировочной стоимости годовой потребности, ответственное лицо заказчика делает вывод о применении именно процедуры конкурса;
  • приглашение. Сведения, подлежащие включению в приглашение, определены в п. 1 ст. 21 Закона о госзакупках. Также рекомендуется, придерживаясь данной нормы, использовать примерную форму приглашения, установленную в конкурсных документах в приложении 3 к постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28 июня 2017 г. № 35 «Об утверждении примерных форм документов по процедурам государственных закупок» (далее — постановление № 35);
  • конкурсные документы. В конкурсные документы следует включать сведения и информацию, определенные в п. 1 ст. 33 Закона о госзакупках, в т.ч. и приглашения. С учетом данной нормы рекомендуется использовать примерную форму конкурсных документов, установленную в приложении 3 к постановлению № 35.

Форма приглашения для участия в открытом конкурсе

Поскольку приглашение является составной частью конкурсных документов, то, как следует из примерной формы, установленной в приложении 3 к постановлению № 35, они утверждаются единым документом.

Все вышеназванные документы при проведении открытого конкурса, а также изменения и дополнения, вносимые в них, публикуются (размещаются) на официальном сайте по государственным закупкам. При этом нужно отметить следующее:

  • приглашение размещается посредством заполнения экранной формы этого сайта, что определено ч. 2 п. 9 Положения о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утвержденного постановлением № 778 (далее — Положение о размещении информации);
  • конкурсные документы размещаются в виде электронного документа, что определено ч. 4 п. 9 Положения о размещении информации.

При проведении закрытого конкурса (сведения о государственных закупках составляют государственные секреты) в силу требований ст. 40 Закона о госзакупках вся документация о нем на официальном сайте размещению не подлежит. Приглашения и конкурсные документы (примерные формы установлены в приложениях 4 и 5 к постановлению № 35) рассылаются участникам индивидуально.

2. Комиссионное сопровождение процедуры конкурса.

Для открытия, рассмотрения, отклонения, оценки предложений и выбора участника-победителя конкурса, выполнения иных задач заказчиком (организатором) создается комиссия.

Требования к членам комиссии определены в ст. 19 Закона о госзакупках. Так, членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах процедур государственных закупок, в т.ч. физические лица, подавшие предложения, работники потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), подавших предложения, либо физические лица, на которых способны оказывать влияние потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители), в т.ч. физические лица, являющиеся участниками потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), членами их органов управления или кредиторами потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также должностные лица государственного органа, уполномоченного законодательными актами на осуществление контроля (надзора) в области государственных закупок, непосредственно осуществляющие контроль (надзор) в этой области.

Одновременно следует учитывать, что Положением о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утвержденным постановлением № 778 (далее — Положение о комиссии), урегулирован порядок формирования комиссии, ее полномочия. При этом заказчикам (организаторам) следует определить регламент работы комиссии (например, посредством принятия соответствующего локального нормативного правового акта), где будут определяться порядок подготовки и проведения заседаний комиссии. Такой порядок, как правило, включает определение прав председателя комиссии распределять функции комиссии между ее членами при совершении тех или иных действий (подготовка к рассмотрению квалификационных данных участников, подготовка к рассмотрению предлагаемых товаров на предмет соответствия предмету закупки и т.п.).

Следует отметить, что согласно п. 4 Положения о комиссии заказчик может создавать комиссии для организации и проведения конкретной процедуры закупки (временную комиссию). Таким правом уместно будет воспользоваться, когда предмет закупки специфичен (например, осуществляется государственная закупка создания новых произведений художественной литературы, фильмов, театральных постановок и концертных программ, других результатов творческой деятельности).

Ход и результаты деятельности комиссии (в т.ч. по этапам) нужно отразить в протоколах, которые в силу ч. 3 п. 1 ст. 18 Закона о госзакупках подлежат размещению в открытом доступе на официальном сайте по государственным закупкам. Согласно ч. 4 п. 9 Положения о размещении информации протоколы заседаний комиссии размещаются на официальном сайте по государственным закупкам в виде электронных документов.

3. Соблюдение сроков.

Основные сроки, которые необходимо соблюдать при проведении конкурса, схематично представлены ниже.

4. Подведение итогов конкурса.

Законом о госзакупках предусмотрены особенности завершения открытого конкурса.

Так, конкурс, как и любая другая конкурентная процедура госзакупки, может завершаться как с определенным результатом (выбор участника-победителя и заключение договора), так и без результата (не состоялся); также конкурс может быть отменен.

Победитель определен

Участником-победителем конкурса определяется участник, предложению которого по степени его выгодности присвоен порядковый номер 1 (первое место).

Однако здесь необходимо отметить некоторые особенности конкурса, которые отличают его от электронного аукциона и запроса ценовых предложений.

Степень выгодности предложений определяется по набору критериев, определенному в конкурсных документах, и при этом цена предложения, как правило, является не единственным критерием, хотя п. 2 ст. 39 Закона о госзакупках и установлен ее минимальный удельный вес в 40 % в системе критериев.

Справочно: при закупках в области информатизации согласно ч. 3 подп. 1.12 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2014 г. № 612 «Об осуществлении государственных закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций»  определены два обязательных критерия с удельным весом не менее 30 % — это цена предложения и наличие подтвержденного положительного опыта в сфере разработки и внедрения информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей.

Иные возможные критерии, которые могут быть применены при оценке предложений участников конкурса, приведены в п. 1 ст. 39 Закона о госзакупках. Приведенный перечень критериев не является исчерпывающим.

Еще одной особенностью конкурса является возможность выбора участника, чьему предложению присвоен порядковый номер 2 (второе место), в качестве участника-победителя. Указанное может иметь место, если предложение участника, которому присвоен порядковый номер 1 (первое место), отклоняется. Такое отклонение предложения (после присвоения порядковых номеров (мест)) может произойти, например, когда участник, подавший такое предложение, не отвечает квалификационным требованиям (более подробный перечень оснований для отклонения приведен в п. 3 ст. 38 Закона о госзакупках).

В качестве особенности проведения конкурса, отличающей его от иных вышеупомянутых видов процедур государственных закупок и определенным образом влияющей на подведение его итогов, следует привести также и возможность подачи участниками альтернативных предложений. Так, согласно п. 1 ст. 36 Закона о госзакупках участник открытого конкурса вправе представить альтернативное предложение. Такое право у участников есть, если оно предусмотрено конкурсными документами и выражается в возможности подачи в рамках одного лота двух предложений одним участником, одно из которых является основным, а другое, соответственно, альтернативным.

Как определено п. 2 ст. 36 Закона о госзакупках, сравнение и оценка альтернативных предложений, поданных участниками, осуществляется отдельно от основных предложений. В последующем альтернативное предложение, которому присвоен порядковый номер 1 (первое место), сравнивается с основным предложением, которому присвоен такой же порядковый номер (место). И среди этих предложений выявляется наилучшее по критериям, а участник, представивший его, определяется в качестве участника-победителя.

Конкурс не состоялся

Напомним основания признания процедуры госзакупки несостоявшейся применительно к конкурсу:

а) участник-победитель не определен. Данное основание может возникнуть вследствие следующих (альтернативно) четырех из пяти возможных ситуаций, названных в п. 1 ст. 26 Закона о госзакупках: подано только одно предложение; не представлены предложения; в результате рассмотрения и отклонения предложений осталось менее двух предложений; отклонены все предложения.

б) участник-победитель отказался от заключения договора;

в) жалоба участника либо иного юридического или физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя, признана обоснованной, и уполномоченный государственный орган по государственным закупкам распорядился прекратить процедуру государственной закупки и обязал заказчика (организатора) провести повторную процедуру государственной закупки или  процедуру закупки из одного источника (в случае, предусмотренном п. 33 приложения к Закону о госзакупках).

При этом в результате признания конкурса несостоявшимся представляются следующие возможные варианты действий заказчика, организатора:

  • проведение конкурса повторно;
  • проведение запроса ценовых предложений в случае, если конкурс признан несостоявшимся в отношении отдельных частей (лотов) предмета конкурса, ориентировочная стоимость государственной закупки по которым не превышает порогового значения, установленного для применения процедуры запроса ценовых предложений (от 300 до 1000 (товары), 3000 (работы, услуги) базовых величин);
  • проведение процедуры закупки из одного источника.

Сообщение о результате конкурса 

При подведении итогов открытого конкурса и после заключения договора либо объявления открытого конкурса несостоявшимся в течение трех рабочих дней подлежит размещению на официальном сайте по государственным закупкам сообщение о результате данной процедуры.

Согласно ч. 2 п. 9 Положения о размещении информации такое сообщение размещается посредством заполнения экранной формы, представленной на официальном сайте. Исчерпывающий перечень сведений, которые должно содержать извещение, определен п. 2 ст. 28 Закона о госзакупках.

Составление справки

Составление справки о проведенном конкурсе в силу п. 1 ст. 29 Закона о госзакупках осуществляется в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора либо принятия решения об отмене конкурса или признания его несостоявшимся. Примерная форма справки содержится в приложении 20 к постановлению № 35.

Форма справки о проведении процедуры государственной закупки

При этом в любом случае подлежит соблюдению тот минимальный набор сведений для отражения в ней, который требуется в соответствии с п. 2 ст. 29 Закона о госзакупках и правовыми актами Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.  

2009 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Минтруда – об увеличении заработной платы бюджетникам, выполняющим дополнительные трудовые обязанности

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь с 1 января 2025 г. в условиях оплаты труда работников бюджетных организаций предусмотрены следующие новшества.
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 163

Получите и распишитесь, или Алгоритм применения дисциплинарного взыскания

Основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности является совершение дисциплинарного проступка. Как поступить директору в такой непростой ситуации и...
№ 7 (151) 2024 Штейнер Алексей,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1012
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок