Новые методы предупреждения коррупции в образовании
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Новые методы предупреждения коррупции в образовании

В настоящее время уровень коррупционных преступлений в сфере образования остается стабильно высоким. В большинстве учреждений образования комиссии по противодействию коррупции отсутствуют либо их работа сводится к ежеквартальному заседанию по типовым вопросам. Как директору решить эту проблему, используя антикоррупционный менеджмент, разберемся в статье на примерах.

Фесько Никита

заместитель директора ООО «СМЦентрГарант», сертифицированный эксперт-аудитор в области сертификации систем менеджмента борьбы со взяточничеством по СТБ ISO 37001-2020

415 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Что такое коррупционный риск

Совершению коррупционного правонарушения либо преступления в любой сфере предшествует ситуация, охватываемая понятием «коррупционный риск».


От редакции

Коррупционный риск — это ситуация (процесс), которая может потенциально привести либо реально приводит к совершению коррупционного правонарушения.


Таким образом, основным и наиболее эффективным условием борьбы с коррупцией является выявление коррупционных рисков. Их определение и оценка дают возможность выделить недостатки в учреждении образования, которые могут привести к коррупции должностных лиц, разработать и реализовать превентивные мероприятия, направленные на минимизацию вероятного вреда от коррупционных проявлений.

Своевременное определение коррупционных рисков и принятие мер по их нейтрализации является одной из основных задач комиссии по противодействию коррупции (п. 4 Типового положения о комиссии по противодействию коррупции, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 № 1732).

Вместе с тем, как показали проверки, в большинстве учреждений образования комиссии по противодействию коррупции отсутствуют либо их работа сводится к ежеквартальному заседанию по типовым вопросам. Более того, даже если в учреждении в рамках работы комиссии или без нее и определяются коррупционные риски, то не принимаются меры по управлению ими и нейтрализации.

Однако данные вопросы весьма актуальны для каждого учебного заведения независимо от того, создана в нем комиссия или нет. Тенденция развития мер по профилактике коррупции в настоящее время строится как раз на определении коррупционных рисков, а не на заседаниях комиссии и принятии мер по уже случившимся фактам.

Нормативно-­правовое регулирование

Законодательство в сфере борьбы с коррупцией направлено в т. ч. на обеспечение эффективной деятельности государственных учреждений путем предупреждения, выявления и пресечения коррупционных правонарушений, правонарушений, создающих условия для коррупции, а также устранения их последствий.

Помимо уже знакомых нам Закона Респуб­лики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией», постановлений Совета Министров о деятельности комиссии по противодействию коррупции, о действиях в отношении подарков и так далее на первый план выходит международная практика профилактики и борьбы с коррупцией.

В 2016 г. был опубликован стандарт ISO 37001, устанавливающий действующие на международном уровне требования, которые организации и учреждения могут использовать для внедрения и сертификации своего антикоррупционного менеджмента. В Республике Беларусь его положения реализованы в национальном стандарте СТБ ISO 37001–2020 «Системы менеджмента борьбы со взяточничеством. Требования и руководство по применению» (утв. постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 25.02.2020 № 8 (далее — стандарт)).

В соответствии со ст. 43 Закона о борьбе с коррупцией руководители всех организаций, в т. ч. учреждений образования, обязаны принимать меры, направленные на борьбу с коррупцией, в т. ч. на предупреждение и выявление нарушений законодательства о борьбе с коррупцией, устранение последствий, наступивших в результате таких нарушений, причин и условий, им способствующих.

Система антикоррупционного менеджмента, предусмотренная стандартом, является той мерой, которая позволяет выполнить все требования антикоррупционного законодательства. Главной чертой указанной системы является построение плана действий на основе определения коррупционных рисков и управления ими.

Это важно
Учреждение образования должно проводить регулярную оценку рисков коррупции, чтобы определить области, где оно наиболее уязвимо.

Коррупционные риски в сфере образования

Коррупционные риски могут иметь общий характер, подходить для всех организаций и учреждений (например, процесс найма на руководящие должности, проведение закупок). Но некоторые коррупционные риски характерны именно для сферы образования.

Коррупционные риски для УОСО:

  • формирование и улучшение материально-­технической базы;
  • оказание дополнительных платных услуг;
  • прием экзаменов;
  • оказание услуги репетиторства;
  • премирование сотрудников;
  • получение спонсорской помощи.

Как мы уже сказали, помимо определения основных коррупционных рисков система менеджмента, предусмотренная стандартом, должна включать обязательные меры по управлению и минимизации коррупционных рисков.


Пример (репетиторство)

Если директор УОСО определил, что оказание услуги репетиторства является коррупционным риском, то ему необходимо принять меры по управлению данным риском и его минимизации.
Для этого в учреждении можно разработать положение, которое будет регулировать оказание услуги репетиторства и включать в себя в т. ч. все необходимые нормы из различных НПА.
Разработанное положение о репетиторстве должно быть в открытом доступе. Оно станет той необходимой мерой по управлению коррупционным риском, которая будет удобна и понятна каждому работнику. Сотрудник учреждения уже на стадии планируемого репетиторства будет понимать, возможно его проведение или нет. А в процессе оказания услуги при необходимости сможет найти в положении ответ на вопрос, каким образом действовать в каждой конкретной ситуации. И при этом ему не нужно будет обращаться к различным НПА, регулирующим вопросы репетиторства.


Каждый коррупционный риск, даже если он вполне очевиден, необходимо идентифицировать и в последующем управлять им.


Пример (распределение премии)

В 2017–2018 гг. органами прокуратуры г. Минска выявлены многочисленные коррупционные нарушения, касающиеся выплаты премий и надбавок сотрудникам и руководителям учреждений образования. Так, премии выдавались без оснований (в некоторых учреждениях отсутствовало положение о премировании), либо в нарушение тех оснований, которые были прописаны в локальных правовых актах, либо в непредусмотренных размерах, несмотря на то, что все понимали, что процесс премирования подвержен коррупционным проявлениям.
Совершение коррупционных нарушений стало возможным ввиду того, что руководителями учреждений образования процесс премирования не был определен как коррупционный риск, никто его не анализировал, не искал пробелы и, соответственно, никто им не управлял.
Если руководитель учреждения образования определит, что в процессе премирования могут быть коррупционные риски, он должен обозначить их и по результатам анализа и мониторинга определить меры управления.
Такой мерой может быть, например, разработанное положение о премировании, если оно способствует минимизации всех рисков. Если по результатам анализа будут выявлены пробелы (например, некорректные основания для премирования, неоднозначные трактовки в положении, многочисленные жалобы на определенные ситуации при премировании), то необходимо внести в положение изменения.
Естественно, в духе системы антикоррупционного менеджмента данное положение должно быть доступным, понятным и открытым для всех сотрудников, опять же, с целью минимизации коррупционных рисков.


Таким образом, УОСО, внедрившее систему менеджмента, предусмотренную стандартом, с помощью мероприятий по управлению рисками своевременно предупреждает, выявляет и реагирует на факты коррупционных проявлений.

Основное отличие и преимущество системы антикоррупционного менеджмента, к примеру, от деятельности комиссии по противодействию коррупции в том, что в большинстве случаев на заседаниях комиссии рассматриваются уже свершившиеся факты нарушения порядка премирования, проведения репетиторства или же иные коррупционные проявления.

Вывод

Система антикоррупционного менеджмента в учреждении образования позволяет:

  • своевременно предотвращать коррупционные проявления как со стороны сотрудников, так и со стороны обучающихся;
  • повысить уровень антикоррупционной осведомленности и грамотности;
  • вывести процесс предотвращения коррупции в сфере образования на новый уровень, соответствующий стандарту.

Определение коррупционных рисков, управление ими и минимизация — это только одна из частей системы антикоррупционного менедж­мента. Указанная система предусматривает такие полезные процессы, как постоянный мониторинг и анализ, информирование о подозрениях, расследование инцидентов и фактов коррупционных проявлений.

415 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

«Директор школы, гимназии, лицея» № 11 (2024) за 5 минут: контроль питания в УОСО, простые решения для директора по мониторингу адаптации учащихся, все нюансы персонифицированного учета в соответствии с актуальными изменениями

Кроме того, в 11-м номере журнала: • Проблема совмещения и совместительства с коррупционным окрасом • Административная ответственность за нарушение законодательства о...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 199

Готовимся к новому учебному году правильно

Начало учебного года — всегда стресс для всех участников образовательного процесса. Статья поможет директору (как начинающему, так и опытному): • не растеряться в нача...
№ 8 (152) 2024 Маевская Валентина,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1544
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок