Лето-2024: инструкция по организации работы школьного лагеря
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Лето-2024: инструкция по организации работы школьного лагеря

По данным БЕЛТА, летом 2023 г. в Беларуси работало 5,9 тыс. оздоровительных лагерей, где отдохнуло около 377 тыс. ребят. В каждом учреждении образования каждое лето функционирует от одного до трех лагерей. Что необходимо предусмотреть и подготовить для качественной организации оздоровления в школьном оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей, подробно рассмотрим в статье.

Лисовская Виктория

учитель начальных классов высшей квалификационной категории, обладатель премии Мингорисполкома, начальник оздо­ровительного лагеря «Ромашка» ГУО «Средняя школа № 66 г. Минска»

4131 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Став начальником лагеря, педагог часто сталкивается с проблемными вопросами: как? что? с чего начать? Особенно актуальны эти вопросы, если педагог впервые оказался в этой должности и не имеем представления о том объеме работы, которую предстоит выполнить. Чтобы помочь и начинающему начальнику лагеря, и уже бывалому (больше для проверки, все ли он делал правильно), мы составили четкую пошаговую инструкцию по организации работы в школьном лагере.

Шаг 1. Изучаем нормативно-правовую базу

В 2023 г. вышли Методические рекомендации в помощь организаторам летнего отдыха в 2023 году (далее — Методические рекомендации), где четко определен пакет нормативных документов, обозначена структура лагеря, прописаны требования к ведению документации. В приложении 1 к Методическим рекомендациям находится перечень нормативных правовых актов, регулирующих организацию отдыха и оздоровления детей. Таким образом создается папка нормативных документов, которая находится у начальника школьного лагеря.

Шаг 2. Формируем состав воспитанников лагеря

Классным руководителям раздаем анкеты, а затем и заявления для законных представителей для выявления и зачисления учащихся, желающих посещать лагерь. Обращаем особое внимание на учащихся, состоящих на различных видах учета!

Шаг 3. Проводим обучение педагогического состава лагеря

В мае для педагогических работников, которые будут работать в лагере, обязательно проводится учебно-­методическое объединение (семинар, практикум), на котором рассматриваются основные вопросы деятельности лагеря: режим, санитарные требования, проект смены, нормативные документы, вопросы охраны труда. После заседания оформляется протокол учебно-­методического объединения, воспитатели подписывают лист ознакомления с нормативными документами, графиком работы и должностные инструкции.

Это важно
Воспитатели сдают экзамен по охране труда с занесением даты прохождения в удостоверение.

Шаг 4. Готовим пакет документов для открытия лагеря в управление по образованию

  • Акт приемки.
  • Приказ об организации оздоровления учащихся с приложениями (список детей по возрастам, график работы воспитателей, штатное расписание, режим работы).
  • План работы лагеря.

Шаг 5. Готовим пакет документов для открытия лагеря в ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии»

  • Приказ об организации оздоровления учащихся с приложениями (список детей по возрастам, график работы воспитателей, штатное расписание, режим работы).
  • Акт приемки.
  • Ходатайство об открытии лагеря.
  • Список педагогических работников, работающих в лагере и своевременно прошедших медицинский осмотр (медицинский осмотр в месяц открытия, наличие прививки АДСМ, флюорографии).
  • График работы столовой (если прием пищи проходит в школе).

Шаг 6. Комплектуем документальное сопровождение лагеря

  • Папка «Приказы» (общий приказ министерства об организации оздоровления, приказ управления по образованию, школьный внутренний приказ об организации оздоровления, приказ о создании бракеражной комиссии (если база питания организована в школе), приказ по охране труда, приказы на выходы отрядов за пределы учреждения).
  • Папка «Нормативные документы» (нормативные документы, регламентирующие деятельность школьного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей).
  • Папка «Методическое объединение» (план, протоколы, выступления педагогов).
  • Папка — сборник основных документов с санитарными требованиями:
    • постановление Совета Министров Рес­публики Беларусь от 07.08.2019 № 525 «Об утверждении специфических сани­тарно-­эпидемиологических требований»;
    • постановление Министерства образования Республики Беларусь от 03.08 2022 № 227 «Об утверждении правил безопасности, правил расследования и учета несчастных случаев, произошедших с обучающимися»;
    • постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.03.2008 № 53 «Об утверждении перечня медицинских противопоказаний к оздоровлению»;
    • постановление Совета Министров Рес­публики Беларусь от 26.09.2019 № 663 «Об утверждении специфических сани­тарно-­эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации сана­торно-­курортных и оздоровительных организаций»;
    • постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.10.2010 № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную»;
    • приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18.04.2023 № 543 «О вопросах организации медицинского обеспечения летнего оздоровления детей в 2023 году»;
    • письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18.04.2023 № 3-3-16/8141 «Об обеспечении летних оздоровительных лагерей лекарственными средствами и медицинскими изделиями».
  • Папка по охране труда (инструкции по соблюдению правил безопасного поведения).
  • Папка «Документы» (план работы лагеря, режим, список по отрядам, график работы педагогических работников, социальный паспорт лагеря, ходатайство, листок здоровья с рекомендациями от врача, список с указанием сроков прохождения медицинского осмотра работниками, должностные инструкции, положение о школьном лагере, проект смены, заявления, акт эвакуации с протоколом (первый день в лагере), табель посещаемости, правила внутреннего распорядка для детей, квитанции об оплате, бланк ведомости по питанию, паспорт школьного лагеря, программа производственного контроля).
  • Журнал по охране труда для педагогических работников.
  • Журнал по беседам о безопасном поведении для воспитанников.
  • Журнал «Гигиеническое состояние лагеря».

Это важно
Документы находятся у начальника лагеря.

Шаг 7. Оформляем помещения для работы лагеря

В помещениях отрядов:

  • на стендах должны быть размещены режим работы, график проветривания и влажной уборки, список отряда, план работы, название отряда, девиз, песня, уголок безопасности;
  • организуется питьевой режим (с указанием даты вскрытия бутыли с водой), должны быть салфетки, стаканчики, средства для обработки поверхностей и рук;
  • если есть телевизор, то должен быть огнетушитель.

В спальнях вывешиваются график уборки, график смены белья, на окнах — москитные сетки.

В гигиенических комнатах должен быть график уборки.

При входе в лагерь оформляется стенд деятельности школьного лагеря с необходимой информацией. Информация о деятельности лагеря размещается на сайте школы, в школьном Telegram-­канале, но без списка детей.

Шаг 8. Организуем воспитательную и досуговую деятельность воспитанников

Все дни пребывания ребенка в лагере заполняются определенными мероприятиями и темой дня.

Уже на протяжении нескольких лет работа лагерной смены планируется и проводится в форме путешествия. Для придания ему игровой формы и сюжета был придуман главный персонаж смены — Буслянятка. Он готовит для ребят задания, конкурсы, за выполнение которых воспитанники, конечно же, получают награду. За основу сюжета лагерной смены была взята сказка белорусского писателя Анатолия Бутевича «Як Данік у Радзівілаўскае метро трапіў». Перед дневным сном педагоги читают с воспитанниками по главе сказки. Таким образом к концу смены все дети знакомятся с данным произведением и историческими местами и датами Беларуси. Дети не только отдыхают в школьном лагере, но и продолжают изучать историю своей страны, города.

Для успешной организации деятельности школьного лагеря была разработана определенная структура. Основным органом управления в рамках игровой модели является Ромашковая Ассамблея, в которую входят начальник лагеря, методист, по одному воспитателю и представителю от каждого отряда. Заседания Ассамблеи проводятся в форме планерок в утреннее время. На заседании подводятся итоги, лидер отряда получает награду за выполненное задание и новое задание от Бусляняткi.

Чтобы быть принятым в отряд ромашишек (воспитанников школьного лагеря), надо произнести клятву и получить отличительный знак — галстук желтого цвета, который символизирует солнце и сердце ромашки. Этот галстук дети получают на торжественном открытии смены. Далее воспитанники могут отправляться в путешествие. Первое задание для ромашишек — подготовить паровозик к отъезду. Для этого каждый ребенок получает символ ромашишек — ромашку, на которой он должен написать свое пожелание («Чего я жду от смены в лагере?»), и поместить ее в окошко вагончика (таким способом проводится прогностическое анкетирование).

В день открытия смены проводятся беседы о правилах безопасного поведения и режиме дня лагеря, противопожарной безопасности, правилах дорожного движения, эвакуации воспитанников и сотрудников лагеря, а также игры на знакомство. Как закрепление полученных знаний воспитанники традиционно принимают участие в игре по станциям «Ромашишки по дорогам безопасности» с участием представителей ОСВОД Советского района г. Минска, Красного Креста, ГАИ Советского района г. Минска, РОЧС Советского района г. Минска, РОО «Белая Русь».

В 2024 г. работа лагерной смены оздоровительного лагеря «Ромашка» ГУО «Средняя школа № 66 г. Минска» будет организована в форме путешествия и изучения достижений белорусской промышленности, науки и культуры. Назвали мы нашу смену «Школьное поколение по маршруту качества и достижений». Все запланированные мероприятия будут направлены на изучение истории, развития, роста благосостояния и благополучия родного города. Идея реализации проекта —охватить все сферы качественных достижений, событий и мест.

Шаг 9. Оформляем отрядную комнату

В каждом отряде создается отрядный уголок, в котором находятся название отряда, девиз и план. Но главное, там располагается маршрутная карта путешествий, которую дети постепенно заполняют, выполняя задания главного сказочного персонажа смены.

Шаг 10. Продумываем систему стимулирования активности

В рамках проекта разработана система стимулирования активности и личностного роста. Дети каждого отряда, которые будут наиболее активными, проявят творческие и интеллектуальные способности, продемонстрируют высокий уровень физической подготовки, получат ромашки (2 балла) или васильки (3 балла). Они будут размещаться в скарбонке (деревянный сундучок) в отрядном уголке. В конце путешествия отряд, набравший наибольшее количество баллов, получит призы.

Самые активные ромашишки, занявшие призовые места в конкурсах, предполагающих индивидуальное участие, также получат призы.

Шаг 11. Готовим и выдаем путевки в лагерь

Путевка может быть с разворотом, с памяткой внутри для родителей или с планом работы лагеря — на усмотрение учреждения образования, т. к. это индивидуальный дизайн. Путевки регистрируются в журнале регистрации путевок.

Также вы можете ознакомиться со следующими формами документов:
план работы школьного лагеря дневного пребывания;
режим школьного оздоровительного лагеря;
образец оформления журнала по охране труда;
приказ о создании бракеражной комиссии;
образец удостоверения по охране труда;
образец путевки в школьный оздоровительный лагерь;
журнал регистрации путевок школьного оздоровительного лагеря.

4131 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок