Инженерные классы: 10 шагов в газовую отрасль
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Инженерные классы: 10 шагов в газовую отрасль

Опросы старшеклассников показывают, что инженерные специальности не столь популярны у подрастающего поколения, и задача школы, технического университета, предприятия-заказчика — убедить, что быть инженером — это интересно и престижно. Решить эту задачу призваны инженерные классы. Пошаговую инструкцию по их функционированию содержит статья.

Агеевец Александр

директор ГУО «Средняя школа № 20 г. Бреста имени Героя Советского Союза Д. М. Карбышева»

801 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В настоящее время на рынке труда наиболее востребованы инженерные кадры. В условиях увеличивающейся технологичности производства важнейшим вопросом для предприятий является обеспечение качественной подготовки специалистов-­инженеров. Решение данной задачи связано с созданием и реализацией интеграции общего среднего и высшего образования.

«Проводим раннюю профориентацию школьников. С прошлого года вернули профильную подготовку в VIII и IX классы. Развиваем профильные классы — да, процент поступления после профильных классов сегодня на уровне 20–30 %. Эту работу надо продолжать и по другим профилям — аграрному, спортивно-­педагогическому. В этом году создали инженерные классы».

Министр образования Андрей Иванец 
По данным БЕЛТА

Хотим представить вам опыт ГУО «Средняя школа № 20 г. Бреста имени Героя Советского Союза Д. М. Карбышева» по созданию и работе с инженерными классами.

Мы выделяем 10 шагов в данном направлении.

1. Находим предприятие-­куратора

Важно определить предприятие в городе или районе, которое будет курировать инженерные группы или классы. Нашим предприятием выступает УП «Брестоблгаз».

Для налаживания сотрудничества с предприятием:

  • проведено родительское собрание, на котором представитель предприятия рассказал о его работе, ответил на волнующие родителей вопросы;
  • подписан многосторонний договор о создании инженерных классов.

2. Набираем группу учащихся

Средний балл свидетельства об общем базовом образовании должен быть не ниже 7. Такой же минимум установлен для отметок по учебным предметам, которые изучаются на повышенном уровне. В нашем случае речь идет о физике и математике, в других учреждениях могут быть химия и математика или иные сочетания учебных предметов, которые нужно сдавать на вступительных испытаниях в вузе.

3. Тарифицируем обязательный факультатив

Согласно постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 18.07.2022 № 192 «Об утверждении учебных программ факультативных занятий» в учреждении образования проводится обязательный факультатив «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию». В курсе рассматриваются темы по учебным предметам «информатика», «физика», «география», «математика», «химия», «биология». Учебная программа факультатива рассчитана на 70 ч (2 ч в неделю) в X и XI классах.

Справочно: с 2023 г. на сайте БНТУ представлены методические материалы к проведению факультативных занятий.

Предприятие «Брестоблгаз» предоставило необходимое оборудование, технические средства обучения, наглядные пособия, оказало спонсорскую помощь для организации кружковой работы по робототехнике.

4. Утверждаем дорожную карту

Предприятием «Брестоблгаз», учреждением образования, университетом была утверждена дорожная карта, регламентирующая взаимодействие участников процесса и определяющая план мероприятий в рамках проекта. Каждую последнюю субботу месяца для учащихся организованы занятия на базе УО «Брестский государственный технический университет». Учащиеся имеют возможность отрабатывать определенные навыки в специализированных лабораториях университета, заниматься дополнительно по учебным предметам «физика» и «математика» с преподавателями вуза.

5. Организуем экскурсии на предприятия

Именно профориентационные экскурсии подкрепляют теоретические знания факультативного курса «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию» и помогают учащимся показать преимущества работы в газовой отрасли, ведущую роль инженеров на предприятиях и в итоге сделать правильный выбор профессии.

6. Организуем совместную научно-­исследовательскую работу

Отдельное направление взаимодействия УП «Брестоблгаз», УО «Брестский технический университет» и ГУО «Средняя школа № 20 г. Бреста имени Героя Советского Союза Д. М. Карбышева» — это совместная научно-­исследовательская работа в рамках подготовки проектов к различным конкурсам. Школьники выдвигают идеи, а университет и предприятие помогают воплощать их в жизнь.


Статистика

2023 год:
гранд-­финал 12‑го сезона республиканского молодежного проекта «100 идей для Беларуси» — разработка «Мобильное устройство по утилизации метана в стоячих водоемах» (руководитель — директор школы А. М. Агеевец) — получен патент на полезную модель № 13096 от 14.07.2022 от Национального центра интеллектуальной собственности;
• детский международный конкурс «Школьный патент — шаг в будущее» — на республиканском уровне учащиеся инженерного класса Арина Охримук и Богдан Вечканов получили гран-при, на международном конкурсе «Таланты ХХI века» разработка отмечена дипломом III степени и бронзовой медалью.

2024 год:
 проект «Бытовой твердотопливный пиролизный котел с дополнительными возможностями получения теплой воды и электричества» прошел в финал проекта «100 идей для Беларуси» и получил патент на изобретение в Национальном центре интеллектуальной собственности.


7. Организуем участие в мероприятиях вуза

Участие учащихся инженерного класса в семинарах, студенческих конференциях УО «Брест­ский государственный технический университет» с докладами, со своими разработками. Данные мероприятия реализуются в рамках ранней профориентационной работы, их главная задача — помочь учащимся сделать правильный выбор как абитуриентам.

8. Освещаем работу инженерных классов в СМИ и социальных сетях

Популяризация работы инженерных групп и классов в социальных сетях, средствах массовой информации. В 2023 г. совместно с УП «Брестоблгаз» была организована активная рекламная кампания в общественном транспорте города, социальных сетях, на телевидении, проводились встречи и беседы с родителями учащихся, в этом году планируется провести день открытых дверей для учащихся и родителей.

9. Пропагандируем поступление по целевым направлениям

Поступление учащихся по целевым направлениям в УО «Брестский государственный университет» на специальность «Теплогазоснабжение, вентиляция и охрана воздушного бассейна». Два выпускника нашей школы видели проводимую работу с инженерной группой и выказали желание пойти учиться в технический университет по целевым направлениям на данную специальность.

10. Организуем допрофильную подготовку

Мы считаем, что формировать и развивать инженерное мышление у учащихся нужно с начальной школы.

Допрофильная работа с учащимися на I и II ступенях общего среднего образования:

  • объединение по интересам по изучению языка программирования Scratch для учащихся III и IV классов;
  • факультативные занятия по математике и физике;
  • факультативные занятия «Робототехника» (инженерные решения);
  • вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность технического направления.

На сегодняшний день именно проект инженерных классов, реализуемый во взаимодействии с заказчиком и университетом, является приоритетным в нашем учреждении образования. Мы намерены продолжить данную работу, уделяя большое внимание качественной подготовке будущих абитуриентов, тем более, что 2004 г. объявлен Годом качества.

Также вы можете ознакомиться со следующими образцами документов:
пример положения об организации образовательного процесса в инженерном классе;
примерный образец договора о сотрудничестве;
пример плана проведения совместных мероприятий с учащимися инженерных классов.

801 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Электронное пособие «Сборник готовых решений: должностные и рабочие инструкции»

Сборник содержит порядок разработки, хранения, изменения должностной (рабочей) инструкции, правила ознакомления работника с инструкцией, типичные ошибки при составлении и...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 307
4

Алгоритм премирования работников учреждений образования

Сложно мотивировать сотрудников, если обещать им поощрение, а потом забывать об этом. Кризис доверия и уважения — главная причина ухода хороших сотрудников. Наша статья п...
№ 8 (152) 2024 Штейнер Алексей,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 874
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок