«И он уже не тот, что был вначале...»: интервью с директором государственного учреждения образования «Смиловичский сельскохозяйственный профессиональный лицей»
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

«И он уже не тот, что был вначале...»: интервью с директором государственного учреждения образования «Смиловичский сельскохозяйственный профессиональный лицей»

1009 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В 1994 г. окончил Белорусский аграрный технический университет.
В 2007 г. — Республиканский институт профессионального образования.
В 2013 г. назначен директором государственного учреждения образования «Смиловичский сельскохозяйственный профессиональный лицей».
За годы работы награждался почетными грамотами главного управления по образованию Минского областного исполнительного комитета, Министерства образования Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Минского областного исполнительного комитета. Дважды становился лауреатом специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.
Имеет благодарности:
• начальника главного управления по образованию Минского областного исполнительного комитета за добросовестную плодотворную работу в системе образования, результативную профессиональную деятельность, высокий уровень представления опыта работы учреждения и развитие международного сотрудничества между системами образования Минской области и Республики Мордовия;
• председателя Минского областного исполнительного комитета за плодотворную целенаправленную работу по развитию системы образования Минской области.
Награжден нагрудным знаком Содружества Независимых Государств «Отличник образования Содружества Независимых Государств».

Редакция: Юрий Васильевич, расскажите об истории лицея.

Юрий Васильевич: Предположительно история лицея началась в 1938 г. Почему предположительно? Во время Великой Отечественной вой­ны важные документы были утеряны.

В музее есть два фотоснимка выпускников первой и второй групп шоферов. Они датируются 1939 г. Как свидетельствуют в своих воспоминаниях жители Смилович, перед вой­ной все курсанты выпускались весной, а потому можно предположить, что первые занятия начались в конце 1938 г. С этого времени и ведется отсчет истории так называемой школы механизаторских кадров, т. е. в этом году ей исполняется 84 года.

Школа размещалась в четырех старых деревянных строениях, два из которых уже снесены, а два сохранились до настоящего времени. Одно из них переоборудовано в жилой дом, а второе — в церковь.

Учащиеся приобретали профессии тракториста, шофера, комбайнера, помощника комбайнера, льнотеребильщика. Общежития не было, поэтому они квартировали у жителей Смилович. Кормились за свой счет, получая стипендию в размере 30 руб.

История переименования
1938 г. — Смиловичская школа механизации сельского хозяйства.
1954 г. — Смиловичское училище механизации сельского хозяйства № 23.
1962 г. — Смиловичское среднее сельское профессионально-­техническое училище № 23 механизации мелиоративных работ.
1984 г. — Смиловичское среднее профессионально-­техническое училище № 203 механизации мелиоративных работ.
2001 г. — ГУО «Смиловичский сельскохозяйственный профессиональный лицей».

Расцвет училища начинается с 1969 г., когда были введены в эксплуатацию трехэтажный учебно-­бытовой корпус, мастерские, общежитие, котельная. В 1971 г. был построен 24‑квартирный жилой дом для сотрудников.

Количество учащихся росло очень быстро. Поэтому в 1974 г. строятся еще один учебный 4‑этажный корпус, 5‑этажное общежитие и баня, а чуть позже — столовая, расширяются мастерские, реконструируется котельная, вводится в эксплуатацию 45‑квартирный жилой дом. Собственными силами создаются стадион, спортивный городок и хоккейная площадка.

Признанием успеха работы коллектива стало то, что в 1977 г. в училище прошло Всесоюзное совещание работников профессионально-­технического образования. И с этого времени училище стало постоянной базой для проведения многочисленных семинаров и различных экспериментов.


Ред.: При входе в лицей всех встречает огромный металлический бык, а в фойе развернута целая выставка интересных экспонатов из металла: животные, Эйфелева башня и другие. Кто все это сделал, как и почему они появились?

Ю. В.: В лицее работает объединение по интересам «Рационализатор», которое возглавляет бывший мастер производственного обучения, а ныне заведующий центром компетенций Артем Юрьевич Кривопуст. В рамках занятий учащиеся среди прочего изготавливают и вот такие экспонаты.

Наш лицей является постоянным участником республиканских конкурсов, выставок и мероприятий. На один из таких конкурсов — «Символ года» — мы представили Петуха — первый экспонат нашей выставки в данном направлении творчества, а потом он же ездил и на президентскую елку. Позже появились еще Собака, Кабан, Крыса, Тигр и другие.

Кстати, Бык, который стоит у входа в лицей, — постоянный участник различных выставок. Впервые мы его продемонстрировали на мероприятии, посвященном Дню независимости, проходившем на Кургане Славы. Там он произвел впечатление, и с тех пор его стали заказывать для участия в своих выставках предприятия страны (например, Молодечненский мясокомбинат), дважды он участвовал в фестивале-­ярмарке «Дожинки», представлял область на площадке фестиваля «Александрия собирает друзей». Бык весит около 700 кг, мы грузим его краном на автомобиль, который стилизуем в виде холма, и вот так он передвигается по стране.

При изготовлении экспонатов используются узлы и агрегаты техники, отработавшей установленный срок эксплуатации: элементы сеялок, режущая часть кукурузоуборочного комбайна, коробки передач и тормозные системы автомобилей, цепи, клапанные механизмы, мотоциклетный бак, сепарирующее устройство комбайна зерноуборочного и многое другое, что, на взгляд авторов, позволяет передать пластику живого существа в металле.


Ред.: Расскажите, пожалуйста, о вашем центре компетенций (ресурсном центре производственного обучения).

Ю. В.: Лицей является одним из первопроходцев подобного вида обучения. Еще в 2007 г. у нас было организовано обособленное подразделение производственного обучения по специальности «техническое обеспечение сельскохозяйственных работ», квалификация «тракторист-­машинист сельскохозяйственного производства», которое в 2011 г. преобразовано в ресурсный центр производственного обучения, ну, а ныне он называется центром компетенций.

В основу создания нормативной правовой документации, регулирующей деятельность ресурсных центров в республике, были положены результаты деятельности республиканской экспериментальной площадки, которая функционировала на базе лицея 5 лет.

Кроме того, центр компетенций является площадкой для проведения областных конкурсов профессионального мастерства учащихся учреждений профессионально-­технического образования по профессии «тракторист-­машинист сельскохозяйственного производства», а также базой для подготовки учащихся к республиканским этапам данного конкурса.

Наши учащиеся принимают участие в данных конкурсах с 2005 г. и всегда занимают места на пьедестале почета. Есть в копилке наград и две золотые медали по итогам участия в Респуб­ликанском конкурсе профессионального мастерства WorldSkills Belarus 2018 и 2020 гг.

Сегодня в центре компетенций создана и работает уникальная лаборатория, оснащенная тренажерами-­симуляторами, имитирующими работу тракторов, зерноуборочных комбайнов и дорожно-­строительных машин, с системой динамической подвижности и 3D-визуализацией имитации технологических процессов.

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «СМИЛОВИЧСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ»
Лицей — это два учебных корпуса, два общежития, два спортивных зала, учебные мастерские, столовая, молодежное кафе, автодром, сооружения закрытого и открытого грунта, биб­лиотека с читальным залом (Wi-­Fi), музей, ста­дион и спортгородок.
Работают более 10 объединений по интересам и спортивных секций.
Учебно-­материальная база лицея соответствует всем требованиям для подготовки рабочих по 6 специальностям и 8 квалификациям.
В эксплуатации находится необходимый парк самоходных машин, колесных тракторов и агрегатируемой с ними техники, грузовых автомобилей. Учебные кабинеты, мастерские и лаборатории оборудованы современными средствами обучения.
Учащиеся лицея постоянно участвуют в республиканских, областных и районных конкурсах и соревнованиях: являются победителями и призерами спартакиады области и района по различным видам спорта и туризма, Республиканского конкурса профессионального мастерства WorldSkills Belarus, республиканского смотра инновационного и технического творчества, слета изобретателей и рационализаторов.
С 2007 г. в лицее работает центр компетенций по квалификациям «тракторист-­машинист сельскохозяйственного производства», «машинист экскаватора», «водитель погрузчика».

Ред.: А какие задачи решают тренажеры?

Ю. В.: Широкий круг задач образовательного характера решают, а именно позволяют:

  • изучить органы управления реальной самоходной машины;
  • выработать моторный навык управления процессами работы самоходной машины в условиях, максимально имитирующих реальные;
  • избежать сезонности при отработке заданий, связанных с посевом, уходом за посевами и уборкой урожая в сельском хозяйстве;
  • выполнять практические задания на пределе возможности машины без риска возникновения аварийных ситуаций;
  • имитировать работу разной степени сложности в различных климатических условиях и любое время суток;
  • увеличить широту охвата обучающихся одним педагогическим работником с сохранением высокой степени индивидуализации подготовки.

БЛИЦ-ОПРОС


Ред.: Как вы разрешаете конфликты, если они возникают?

Ю. В.: Я не сторонник наказания, всегда стараюсь понять причины и мотивы поведения другого человека, разговариваю со всеми сторонами конфликта, пытаюсь его разрешить и расставить точки над «i». Если решать конфликт в угоду кому-то, это приводит к зажатию пружины, и рано или поздно она разожмется. Полбеды, если она разожмется в стенах учреждения, но если это произойдет из-за наших сегодняшних неправильных решений лет через 5, 10 или 15, тогда последствия могут иметь непоправимый характер и вовлечь в свою орбиту людей, не имеющих прямого отношения к событию.

Поэтому, разрешая конфликт сегодня, мы формируем здоровое будущее.

Приведу пример. Недавно мне позвонил бывший ученик, который сегодня уже является отцом, и попросил поговорить с его подрастающим сыном о поступках. Почему я? Потому что в период обучения у нас с этим учеником была серия бесед, которые он запомнил и вынес для себя ценную информацию, и вот сейчас, когда похожая ситуация происходит с его сыном, он обратился к бывшему учителю. Буду рад, если его сын придет учиться в лицей и мы вместе сможем выстроить личность молодого человека.

Взаимоотношения «учитель — ученик» не заканчиваются после окончания обучения. Учитель навсегда связывается с судьбами своих учеников. Буквально недавно мне вспомнилась цитата из Рильке: «И он уже не тот, что был вначале: чужие судьбы, став его судьбой, призвав, его уводят за собой».


Центр компетенций (ресурсный центр) — структурное подразделение учебного заведения профессионально-­технического образования, в котором сконцентрированы современная техника и оборудование, новые технологии по конкретному профессиональному профилю.
Цель деятельности — создание условий для приобретения обучающимися навыков работы на современном оборудовании при подготовке рабочих (служащих) и специалистов, в т. ч. для высокотехнологичных, наукоемких, экспортоориентированных и импортозамещающих производств.
Дата начала работы по созданию центра — 15 октября 2004 г.
Дата начала учебных занятий — 5 ноября 2007 г.
Количество учащихся, прошедших обучение в ресурсном центре, — более 4000 человек из 13 учреждений профессионального образования Минской области.
Специальности:
• «эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники», квалификация «тракторист-­машинист сельскохозяйственного производства»;
• «техническая эксплуатация дорожно-­строительных машин и оборудования», квалификации «машинист экскаватора» и «водитель погрузчика».
В центре компетенций имеются тренажеры-­симуляторы:
• динамические тренажеры:
– бульдозера KOMATSU (кабина);
– экскаватора KOMATSU (кабина);
– сельскохозяйственного трактора;
– фронтального погрузчика KOMATSU (кабина);
• тренажеры:
– экскаватора-­погрузчика на базе трактора МТЗ (кабина);
– комбайна «Акрос»;
– комбайна «Вектор».

Ред.: Вы счастливый человек?

Ю. В.: Да, по трем причинам. Во-первых, у меня есть мои родители и семья, а это целый Мир.

Во-вторых, меня окружают коллеги-­профессионалы, которые всегда поделятся опытом, поддержат в сложную минуту, порадуются вместе с тобой успеху.

В-третьих, я не верю, что есть плохие люди, я вижу хорошее в каждом. Человека формируют обстоятельства и выбор, который он делает. И вот здесь необходимо помочь сделать выбор, достойный человека.

Беседовала Олеся БУЙВИД

1009 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

«Единство всех в уникальности каждого»: интервью с директором ГУО «Средняя школа № 7 г. Новогрудка» Еленой Владимировной КАЗАК

20 лет работы в сфере образования, квалификационная категория «учитель- методист» (с 2020 г.), финалист республиканского конкурса профессионального мастерства педагогиче...
№ 11 (155) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 425
8

Вас снимают: обработка персональных данных при видеонаблюдении

Использование систем видеонаблюдения неразрывно связано с обработкой персональных данных лиц, попадающих в поле зрения объективов видеокамер. Статья поможет: • разрабо...
№ 7 (151) 2024 Городецкая Марина,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 879
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок