Характеристика в вопросах и ответах
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Характеристика в вопросах и ответах

Решение о приеме на работу либо об отказе в таковом основывается на большом количестве самых разнообразных факторов, одним из которых является информация, содержащаяся в характеристике.

Несмотря на то, что многие считают такой документ отголоском прошлого, он до сих пор остается востребованным. Тем более, что ст. 26 ТК предусмотрено право, а Декретом Президента Респуб­лики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее — Декрет № 5) установлена обязанность руководителей государственных органов и организаций при приеме граждан на работу запрашивать в отношении них характеристику с предыдущего места работы. В Декрете № 5 определены четкие требования к характеристике — ее форме, содержанию, порядку запроса и выдачи.

Сбитнева Ольга

Заместитель начальника управления надзора за соблюдением законодательства о труде Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

4372 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Для чего нужна характеристика?

Характеристика — официальный документ, отражающий профессиональные, деловые и моральные качества работника, сведения о привлечении к дисциплинарной и иной ответственности, отношение к государственным и общественным институтам, иную информацию.

Форма характеристики установлена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2021 № 585 «О форме характеристики» (далее — постановление № 585).

Данный документ можно назвать свое­образным отзывом о качестве работы сотрудника с его последнего места исполнения профессиональных обязанностей.

Отзыв формируется как перечисление определенных качеств работника, например профессиональных навыков, уровня квалификации, особых черт характера, коммуникационных качеств и т. д.

Директору на заметку
Целью характеристики является предоставление нанимателю дополнительной информации, дающей возможность всесторонне оценить кандидата при приеме на работу. При этом сохраняется общий подход к приему на работу, закрепленный в ТК: окончательное решение о приеме или об отказе в приеме на работу, как и ранее, принимает наниматель.

Существуют ли какие‑то особенности составления характеристики?

Одной из самых распространенных ошибок при составлении характеристики является слишком невнимательное и несерьезное отношение к ней. В большинстве случаев характеристика наполнена стандартными фразами и клише. Естественно, такой документ вряд ли вызовет доверие у нового нанимателя. А ведь нередко именно от характеристики зависит окончательное решение руководителя о приеме либо об отказе в приеме на работу сотрудника.

Таким образом, составлению характеристики нужно уделить определенное время. Содержание документа должно отражать реальные качества работника. Обязательно следует указать его особые умения и навыки.

Если сотрудник помимо основной работы выполнял различные дополнительные поручения руководства, об этом обязательно следует сообщить в характеристике.

Бывает и так, что работник благодаря собственной внимательности, предусмотрительности, способности быстро принимать эффективные решения предотвратил, например, поломку школьного оборудования или даже аварию (пожар). Руководитель обязательно должен вспомнить о данном факте и рассказать о нем в документе.

Не следует оставлять без внимания и способность сотрудника работать в коллективе. Если он не был вовлечен ни в какие споры и конфликты, оказывал посильную помощь другим сотрудникам, доброжелательно к ним относился, об этом необходимо упомянуть.

Может ли специалист по кадрам или начальник отдела кадров либо начальник структурного подразделения подписать характеристику?

Форма характеристики, установленная постановлением № 585, предусматривает подписание характеристики руководителем организации.

Но нужно вспомнить, что согласно ст. 1 ТК уполномоченное должностное лицо нанимателя — это не только руководитель (его заместители) организации (ее обособленного подразделения), но и руководитель структурного подразделения (его заместители), иной работник, которым наниматель предоставил право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, или иное лицо, которому такое право предоставлено законодательством.

Таким образом, если законодательством или локальными правовыми актами полномочия руководителя организации на прием на работу и увольнение с работы переданы другому должностному лицу организации (например, заместителю руководителя организации, руководителю обособленного структурного подразделения), то полномочия на подписание характеристики также могут быть переданы этому должностному лицу.

В случае приема на работу сотрудника по внутреннему совместительству нужно ли запрашивать характеристику?

Законодательство о труде под местом работы понимает организацию, расположенную в определенной местности.

При заключении трудового договора о работе по внутреннему совместительству работник фактически не меняет места работы. Соответственно, требование о выдаче характеристики с предыдущего места работы на этот случай не распространяется из-за отсутствия предыдущего места работы.

В случае приема на работу сотрудника по внешнему совместительству нужно ли запрашивать характеристику?

При приеме внешнего совместителя на работу в государственную организацию характеристику необходимо запросить. В данном случае предыдущим местом работы будет основное место работы. Причем если основное место работы — негосударственная организация, то дополнительно потребуется запросить еще и характеристику из государственной организации, являвшейся местом работы этого работника в течение предшествующих 5 лет.

Необходимо ли запрашивать характеристику в отношении молодого специалиста, прибывшего по распределению?

Запрашивать характеристику нужно не во всех случаях.

Декрет № 5 предусматривает обязанность нанимателя при приеме на работу работника в государственные органы, государственные организации, а также организации, более 50 % акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности, запрашивать:

  • характеристику с предыдущего места его работы;
  • характеристику из государственной организации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих 5 лет. А если таким местом работы являлось несколько государственных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них.

Исключения для такой категории работников, как молодые специалисты, не предусмотрены.

Следовательно, если молодой специалист имеет трудовую книжку с записью о предыдущем месте работы, то наниматель обязан запросить характеристику.

Однако если организация является для молодого специалиста первым рабочим местом, запросить характеристику с предыдущего места работы невозможно, а запрос характеристики из учебного заведения Декретом № 5 не предусмотрен.

Нужно ли запрашивать характеристику на учащихся колледжа, которые прибыли в составе студенческого отряда?

Прежде всего нанимателю следует определить, в рамках трудовых либо гражданско-­правовых отношений будут работать учащиеся.

Обязанность запрашивать характеристику с предыдущего места работы закреплена только для трудовых отношений.

Для того чтобы направить запрос характеристики, нанимателю необходимо иметь сведения о предыдущих местах работы учащихся.

При этом следует учитывать возрастную категорию учащихся колледжа, а также тот факт, что при возникновении трудовых отношений права и законные интересы лиц, не 

достигших 18 лет, защищены законодательством о труде.

Если наниматель с учащимися колледжа намеревается заключить трудовой договор и ранее учащиеся нигде не состояли в трудовых отношениях, запрашивать характеристику попросту негде.

Запрос характеристики из учреждений образования Декретом № 5 не предусмотрен.

Нужно ли запрашивать характеристику на учащегося средней общеобразовательной школы при поступлении его на работу во время летних каникул?

В отношении таких учащихся запрашивать характеристику нужно в том случае, если ранее они состояли в трудовых отношениях, о чем нанимателю может стать известно из трудовой книжки, представленной школьником для трудоустройства.

Если же ранее учащийся средней общеобразовательной школы в трудовых отношениях не состоял и трудовой книжки как источника информации для нанимателя не имеет, то и запросить характеристику в отношении него не представляется возможным.

Следовательно, при отсутствии у учащегося средней общеобразовательной школы предыдущего места работы характеристика не запрашивается.

Требуется ли запрашивать характеристику, если работник трудоустраивается по последнему месту работы?

Требование о наличии характеристики установлено независимо от того, к тому же или другому нанимателю работник принимается на работу. В случае поступления на работу к тому же нанимателю характеристика может быть приобщена к документам о приеме на работу без запроса.

В государственную организацию на работу принимают граждан Украины и беженцев из других стран. Требуется ли запрашивать характеристику с предшествующих мест работы в отношении таких лиц?

Согласно Декрету № 5 наниматель при приеме на работу работника в государственные органы, государственные организации, а также организации, более 50 % акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности, обязан запрашивать:

  • характеристику с предыдущего места его работы;
  • характеристику из государственной организации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих 5 лет. А если таким местом работы являлось несколько государственных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них.

Обязанности запрашивать характеристику с предшествующего места работы, находящегося в других странах (за пределами Республики Беларусь), Декрет № 5 не предусматривает.

Таким образом, место работы за пределами Республики Беларусь для целей применения Декрета № 5 не рассматривается как предыдущее место работы.

Характеристика запрашивается с предыдущего места работы только у нанимателей в Республике Беларусь.

При составлении характеристики на бывшего работника по запросу государственной организации нужно ли указывать в сведениях об образовании диплом, квалификацию, специальность работника?

Форма характеристики, установленная постановлением № 585, предусматривает среди прочего наличие сведений об образовании работника.

Сведения об образовании (общее базовое, общее среднее, специальное, профессионально-­техническое, среднее специальное, высшее) вносятся в характеристику на основании соответствующего документа об образовании, обучении. При этом, полагаем, возможно указание имеющихся о работнике дополнительных сведений, в частности, профессии, специальности, квалификации.

В государственную организацию поступила характеристика, не соответствующая установленным форме и содержанию. Обязан ли новый наниматель запросить ее повторно?

Выполнение требований ч. 2 п. 11 Декрета № 5 является обязательным для государственных органов, иных государственных организаций, а также организаций, более 50 % акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности.

Если государственная организация, в которую принимается работник, получила характеристику не по установленной форме либо с указанием в ней не всех обязательных сведений, допустимо направить повторный запрос характеристики установленной формы с указанием фактов, которые не позволяют признать представленную ранее характеристику соответствующей Декрету № 5 и постановлению № 585.

Обязан ли наниматель выдать бывшему работнику по его письменной просьбе характеристику по форме, утвержденной Правительством?

В соответствии со ст. 51 ТК наниматель обязан не позднее чем в 5‑дневный срок по просьбе работника, в т. ч. уволенного, выдать справку с указанием квалификации, должности служащего (профессии рабочего), времени работы и размера заработной платы, а также другие документы о работе, предусмотренные законодательством, в частности, Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».

Работник при увольнении имеет право попросить у нанимателя характеристику. Однако необходимо учитывать, что правовым основанием для выдачи характеристики по форме, установленной постановлением № 585, с указанием всей необходимой информации является запрос нового нанимателя. Поэтому новый наниматель обязан исполнить требование Декрета № 5 и запросить характеристику установленной формы.

Как поступить работнику, в характеристике которого изложены недостоверные сведения?

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд (ст. 10 ГК).

Вопрос дискриминации, защиты чести, достоинства и деловой репутации разрешается в судебном порядке.

Гражданин вправе требовать в судебном порядке опровержения порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности (ст. 153 ГК).

От редакции
Читайте по теме статью В. Самосейко «Характеристика на работника: последствия указания недостоверных сведений» в № 10 (2022) журнала.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение порядка выдачи характеристики?

Частью 2 п. 11 Декрета № 5 установлена обязанность нанимателя при приеме на работу работника в государственные органы, иные государственные организации, а также организации, более 50 % акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности, если иное не установлено законодательными актами, запрашивать:

  • характеристику с предыдущего места его работы;
  • характеристику из государственной организации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих 5 лет.

Характеристика должна быть выдана в течение 7 календарных дней со дня получения соответствующего запроса.

Выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи признается грубым нарушением трудовых обязанностей, что может повлечь как административную, так и дисциплинарную ответственность, в т. ч. в виде увольнения руководителя организации и (или) иных ответственных должностных лиц, соответственно, по п. 1 ст. 47 или п. 7 ст. 42 ТК.

Прием на работу работника без характеристики является нарушением порядка приема на работу. Невыдача предыдущим нанимателем характеристики в установленный срок либо представление характеристики, содержащей заведомо недостоверные сведения, влечет административную ответственность в виде штрафа в размере до 20 БВ (ст. 24.11 КоАП).

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 24.11 КоАП, имеют право составлять, в частности, уполномоченные на то должностные лица органов Комитета государственного контроля, областных и Минского городского исполнительных комитетов, районных, городских исполнительных комитетов, администраций районов в городах, Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты, прокуроры (ст. 3.30 Процессуально-­исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Виновные деяния должностных лиц в виде вышеуказанного грубого нарушения трудовых обязанностей, повлекшие причинение ущерба государственной собственности либо существенного вреда государственным или общественным интересам, при наличии оснований влекут ответственность в соответствии с УК.

Одновременно государственная организация вправе информировать о таких фактах вышестоящую организацию (орган) (при ее наличии) организации, выдавшей характеристику, либо местный исполнительный и распорядительный орган, на территории которого расположена организация, выдавшая характеристику с нарушением установленных требований.

В соответствии с подп. 5.2 п. 5 Декрета № 5 меры дисциплинарной ответственности, установленные Декретом № 5 и иными законодательными актами, могут применяться к работникам, совершившим дисциплинарный проступок, правомочными органами (руководителями) как самостоятельно, так и по письменному требованию облисполкома — в отношении работников организаций государственной и частной форм собственности, расположенных на территории соответствующей административно-­территориальной единицы.

Обратите внимание
Требование о выдаче характеристики установленной формы и в установленные сроки в случае поступления такого запроса распространяется на всех нанимателей независимо от формы собственности.

4372 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Какое оптимальное количество садов, школ, колледжей и университетов должно быть в населенных пунктах Беларуси?

Постановлением Министерства образования от 7 октября 2024 г. № 119 установлен порядок определения оптимального количества бюджетных организаций, оказывающих услуги в сфер...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 149
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок