Дневники, аттестация, совместительство: отвечаем на вопросы
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Дневники, аттестация, совместительство: отвечаем на вопросы

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

2236 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Может ли ученик в новом (2020/2021) учебном году использовать дневник образца 2019/2020 года? Вправе ли учреждение образования требовать, чтобы у всех учащихся в классе дневники были единого образца?


Может, если дневник соответствует требованиям, описанным ниже.

В 2020/2021 учебном году к использованию в образовательном процессе учреждений общего среднего образования допущены дневники учащихся, выпущенные с 2017 по 2020 гг. полиграфическими предприятиями Республики Беларусь по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь.

Дополнительно информируем, что в 2020/2021 учебном году допускаются к использованию дневники учащихся, обложки которых размещены на сайте Министерства образования Респуб­лики Беларусь.

НПА Министерства образования не установлено требование к наличию одинаковых дневников у всех учащихся класса.


Кто имеет более высокую квалификацию для определения преимущественного права на оставление на работе при сокращении численности учителей начальных классов гимназии: учитель высшей категории, имеющий среднее специальное образование по специальности «учитель начальных классов» и высшее образование по специальности «учитель истории», или учитель первой категории, имеющий высшее образование по специальности «учитель начальных классов»? Можно ли в данном случае нанимателю определить пре­имущественное право на оставление на работе учителя не с более высокой квалификацией, а с более высокой производительностью труда, аргументировав это решение конкретными показателями работы данного учителя (уровень качества знаний учащихся в классе, подготовка победителей различных конкурсов, руководство педагогическими объединениями и проектами, участие в конкурсах профессионального мастерства и др.)?


В соответствии с ч. 1 ст. 45 ТК при сокращении численности или штата работников (далее — сокращение) преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией и в других случаях, предусмотренных законодательством.

Согласно абз. 4 ч. 1 ст. 1 ТК квалификация — признание освоенных знаний, умений и полученного опыта, необходимых для осуществления трудовой деятельности, подтвержденное установленными законодательством видами документов.

В законодательстве об образовании под квалификацией понимается подготовленность работника к профессиональной деятельности для выполнения работ определенной сложности в рамках специальности, направления специальности (подп. 3.2 п. 3 Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации», утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 № 36 с последующими изменениями и дополнениями).

В квалификационных характеристиках должностей специалистов, определенных выпуском 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (утв. постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — выпуск 28 ЕКСД), предусматривается уровень образования, необходимый для выполнения возложенных на работника должностных обязанностей.

В частности, в соответствии с выпуском 28 ЕКСД к должности «Учитель» предъявляются следующие квалификационные требования: высшее (среднее специальное) образование, соответствующее педагогической деятельности, или высшее (среднее специальное) образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» без предъявления требований к стажу работы. При этом под образованием, соответствующим педагогической деятельности, для учителя начальных классов в данном случае следует понимать высшее образование с присвоением квалификации «учитель начальных классов».

Профессиональный уровень специалистов оценивается при проведении аттестации педагогических работников (п. 17 Общих положений ЕКСД, утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 с последующими изменениями и дополнениями, п. 3 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-­преподавательского состава), утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Инструкция по аттестации).

В связи с изложенным полагаем, что в рассматриваемой ситуации преимущественным правом на оставление на работе при сокращении будут пользоваться работники, имеющие высшую категорию.

Исходя из норм ст. 45 ТК при определении лиц, подлежащих увольнению в связи с сокращением, нанимателем одновременно с уровнем квалификации должна оцениваться производительность их труда.

Законодательством не установлены критерии оценки производительности труда педагогических работников. Вместе с тем считаем, что в качестве доказательства более высокой производительности труда учителя могут учитываться такие показатели, как уровень учебных достижений учащихся по учебным предметам (результаты мониторинга качества общего среднего образования), подготовка победителей олимпиад, конкурсов, участие в конкурсах профессионального мастерства, участие в работе методических формирований различного уровня (методические объединения, творческие группы и др.), наличие публикаций в научно-­методических (предметных) изданиях, результаты опросов родителей, премирование, отсутствие дисциплинарных взысканий и др.


Возможно ли совместительство на 0,5 ставки должности заместителя директора по воспитательной работе и на 0,5 ставки педагога-­организатора?


Это противоречит действующему законодательству.

Законодательством о труде предусмотрена возможность выполнения работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы на условиях внутреннего или внешнего совместительства за исключением случаев, перечисленных в ст. 255 и ст. 348 ТК.

Частью 2 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 15.06.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» также установлено, что руководители, их заместители и главные бухгалтеры государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-­территориальных единиц, не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами.

В соответствии с выпуском 28 ЕКСД должностные обязанности педагога-­организатора предусматривают выполнение деятельности по организации внеучебной работы с обучающимися в учреждениях образования, участие в организации идеологической и воспитательной работы, координацию деятельности объединений по интересам, детских, молодежных и иных общественных объединений и др.

Таким образом, педагог-­организатор непосредственно не осуществляет реализацию образовательных программ. В этой связи заместитель директора не вправе на условиях совместительства работать также по должности «педагог-­организатор».

Вместе с тем заместитель директора может на указанных условиях работать на должностях «педагог дополнительного образования» или «учитель», поскольку согласно выпуску 28 ЕКСД педагог дополнительного образования осуществляет реализацию образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, а учитель — образовательных программ общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.


Положена ли единовременная выплата на оздоровление к отпуску работникам, выполняющим в рабочее время оплачиваемую педагогическую деятельность в части реализации образовательных программ по месту основной работы, согласно постановлению Министерства образования от 30.03.2007 № 26?


С 1 января 2020 г. согласно абз. 2 п. 4 Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» единовременная выплата на оздоровление осуществляется из расчета 0,5 оклада всем работникам, как правило, при уходе в трудовой отпуск.

Выполнение руководителями (их заместителями) учреждений образования педагогической деятельности на условиях, предусмотренных постановлением Министерства образования Рес­публики Беларусь от 30.03.2007 № 26 «О совершенствовании организации труда педагогических работников» (с последующими изменениями и дополнениями), является особенностью труда руководителей из числа педагогических работников. Эта работа не считается совместительством, т. к. выполняется в рабочее время, трудовой договор о работе по должности учителя не заключается.

Таким образом, единовременная выплата на оздоровление осуществляется из расчета 0,5 оклада руководителя учреждения образования. За выполнение педагогической деятельности в свое рабочее время единовременная выплата на оздоровление не устанавливается.


После окончания университета молодой специалист был направлен по распределению в школу. За время работы его ученики занимали первые места в районных соревнованиях, на республиканской Школиаде. После окончания распределения работник перешел на работу в другую школу. Имеет ли он право на получение категории досрочно в новой школе?


Такая возможность у работника есть. 

Условия и порядок присвоения квалификационных категорий педагогическим работникам системы образования определены Инструкцией по аттестации.

Согласно п. 17 Инструкции по аттестации решение о допуске к аттестации принимает аттестационная комиссия.

Согласно п. 18 Инструкции по аттестации условиями допуска к аттестации являются:

  • наличие стажа работы в должности (два года — для присвоения второй квалификационной категории);
  • соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
  • усвоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством (не реже одного раза в три года).

Таким образом, при наличии стажа работы два года, а также при соблюдении иных условий п. 18 Инструкции по аттестации у соискателя есть право претендовать на присвоение второй квалификационной категории в общеустановленном порядке.

Для решения вопроса о присвоении квалификационной категории необходимо обратиться в аттестационную комиссию по месту работы.


Специалист работает в разных школах педагогом-­организатором последние два года. До этого был трехгодичный перерыв в связи с отпуском по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Имеет ли педагог право на получение второй квалификационной категории как педагог-­организатор?


Имеет.

Согласно п. 17 Инструкции по аттестации решение о допуске к аттестации принимает аттестационная комиссия.

Согласно п. 18 Инструкции по аттестации одним из условий допуска к аттестации является наличие стажа работы в должности (два года — для присвоения второй квалификационной категории).

Стаж работы по занимаемой должности определяется по трудовой книжке (выпискам из приказов).

Таким образом, при наличии стажа работы в совокупности (в разных учреждениях) два года, а также при соблюдении иных условий п. 18 Инструкции по аттестации можно обращаться с заявлением в аттестационную комиссию учреждения образования по месту работы.


Последние пять лет специалист непрерывно работает учителем в школе. У него имеется диплом о высшем образовании, диплом о переподготовке на уровне высшего образования с присвоением квалификации «педагог», присвоена квалификация «историк, преподаватель истории и социально-­гуманитарных дисциплин». Имеет ли он право получить вторую, а затем и первую квалификационную категорию воспитателя?


Да, указанный специалист имеет такое право.

Одним из обязательных условий допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории является соответствие полученного образования квалификационным требованиям.

Квалификационные характеристики должностей педагогических работников определены выпуском 28 ЕКСД.

Имеющееся образование соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым выпуском 28 ЕКСД к должности «Воспитатель», поэтому дает право претендовать на присвоение квалификационной категории по указанной должности при условии выполнения других требований, установленных п. 18 Инструкции по аттестации.


Воспитателю в школе — инвалиду третьей группы, работающему на одну ставку, предоставлен по его заявлению один свободный день в неделю (неоплачиваемый). Правильно ли норму часов в неделю на одну ставку (36 ч) распределить в оставшиеся четыре рабочие дня (у воспитателя суммированный учет рабочего времени с периодом один год)?


Нет, это неправильный подход.

Согласно ч. 3 ст. 34 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» (с последующими изменениями и дополнениями) заключение медико-­реабилитационной экспертной комиссии (далее — МРЭК) об условиях и характере труда, показанных инвалидам, является обязательным для нанимателей.

Наниматели, не выполнившие заключения МРЭК, несут ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь.

Если в индивидуальной программе реабилитации инвалида, в т. ч. инвалида третьей группы, указано требование установить работнику неполный рабочий день (неполную рабочую неделю), то наниматель обязан установить инвалиду такую продолжительность рабочего времени.

Для воспитателя, работающего на ставку, установлена норма 36 ч в неделю на пять рабочих дней.

Таким образом, если у воспитателя четыре рабочих дня, то он должен работать 28,8 ч в неделю (36 ч ÷ 5 дней × 4 дня = 28,8 ч).

Установление воспитателю — инвалиду третьей группы суммированного учета рабочего времени не предусмотрено.


С учителем, работающим в чернобыльской зоне, в 2015 г. был заключен контракт на пять лет и в соответствии с законом выплачено 200 базовых величин. Положены ли ему ­какие-либо выплаты при заключении нового контракта на пять лет, если из первых пяти лет он два года исполнял обязанности директора школы с заключением срочного трудового договора на время нахождения основного работника в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, одновременно продолжая работу учителем по совместительству?


В данном случае нет.

В соответствии с абз. 5 ч. 1 п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.1998 № 1842 «О введении контрактной формы найма на работу педагогических, медицинских, фармацевтических работников, работников культуры, включая руководителей этих работников, специалистов и руководителей специализированных учебно-­спортивных учреждений, главных специалистов и специалистов сельского хозяйства, специалистов жилищно-­коммунального хозяйства, специалистов, осуществляющих ветеринарную деятельность, работников и специалистов системы потребительской кооперации в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее — постановление № 1842) педагогическим работникам (включая руководителей) и другим специалистам учреждений образования, работающим в зонах с правом на отселение и последующего отселения (далее — работники) производится единовременная выплата в размере 300 базовых величин при заключении с ними второго контракта сроком на пять лет. При этом заключению данного контракта должна предшествовать работа в течение пяти лет на условиях первого пятилетнего контракта.

Поскольку был заключен срочный трудовой договор, то действие ранее заключенного контракта было прекращено. И несмотря на то, что педагог продолжил работу в должности учителя по совместительству, установленное требование о работе в течение пяти лет на условиях первого пятилетнего контракта соблюдено не было. В этой связи при заключении контракта единовременные выплаты, предусмотренные п. 2 постановления № 1842, производиться не могут.


2236 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Какое оптимальное количество садов, школ, колледжей и университетов должно быть в населенных пунктах Беларуси?

Постановлением Министерства образования от 7 октября 2024 г. № 119 установлен порядок определения оптимального количества бюджетных организаций, оказывающих услуги в сфер...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 149
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок