Во многих школах Китая учебный день начинается с поднятия флага — школьного или государственного. Обязательно — общая зарядка. Совместная линейка настраивает ребят на рабочий лад. Да-да, именно на рабочий! Китайские дети буквально с первого класса понимают: учеба — это кропотливый труд. И к нему готовы. Такое самосознание воспитывалось не одним поколением, и передается родителями, которые, в свою очередь, понимают предельную важность получения хорошего образования в их стране.
Фан Лей, директор средней образовательной школы при Шанхайском педагогическом университете, рассказала, что каждое учебное заведение, в том числе и ее, вырабатывает свои принципы и ценности обучения. С ними знакомят учеников и родителей, чаще всего их вывешивают на фасадах зданий школ. О чем речь? Прежде всего детей учат трудиться и любить труд, следовать здоровому образу жизни, развивают в них коммуникативные навыки.
В Шанхае 3 тысячи школ и 2 миллиона учеников! В начальные классы идут с 6 лет — в ту школу, к которой ребенок относится по прописке. Собственно, как и в белорусских общеобразовательных учреждениях. Но после окончания 4-го класса родители могут поменять учебное заведение для чада. У школ есть свой рейтинг. На него влияют участие в конкурсах и победы детей, результативность поступления выпускников в высшие учебные заведения и прочее.
— В классах обучаются по 40 детей. Уроки труда преподают с начальной школы. Мы посетили несколько кабинетов, где ученики работают руками — занимаются гончарным делом, росписью, вырезают из дерева, — вспоминает директор Минского государственного механико-технологического профессионально-технического колледжа Светлана Андреева.
Кроме обязательных предметов, дети могут выбрать развивающие курсы. Они бесплатные.
— В школе при Шанхайском педагогическом университете есть даже отдельный кабинет каллиграфии, где ребята под руководством мастера вырабатывают красивый почерк для написания иероглифов, — говорит С. Андреева. — Также в учебном заведении посетили центр безопасности. В нем, оборудованном по последнему слову техники, с помощью специальных интерактивных программ детей учат, как вести себя в экстремальных ситуациях.
Особенность всех школ Китая — пропаганда ЗОЖ. Большое внимание уделяют урокам физкультуры. В начальной школе в расписании их 6, а в старшей — 5.
— Мы посетили спортивный зал, где как раз шли занятия. Подростки играли в баскетбол. Все спортивное оборудование автоматически регулируется по высоте в зависимости от роста учащихся — баскетбольные щиты, сетки для игр с мячом и прочее. Заметили, что у всех мальчишек на руках были электронные браслеты. Оказывается, их надевают все школьники перед началом урока физкультуры. Благодаря такому гаджету снимаются медицинские показатели ребенка — пульс, давление… В спортзале размещен огромный экран, на котором эти данные по каждому ученику высвечиваются. Если показатели в процессе занятия выходят из нормы, то есть физическое состояние юного спортсмена меняется, его останавливают или уменьшают ему нагрузку, — рассказывает участник минской делегации.
Буквально в каждом возможном уголке в школах оборудованы места для занятий физкультурой и спортом. Китайцы знают: лучше упредить заболевание, чем потом его лечить. Поэтому физическая активность детей — на первом месте.
Здесь, как и в белорусских школах, большое внимание уделяют безопасности детей. Вход во все учебные заведения посторонним запрещен. Пропускают только педагогов и учащихся.
— Мы стали свидетелями, как учитель после занятий выводил первоклашек из школы. Малыши благодарили свое учебное заведение и педагога за день знаний и отправлялись к родителям, которые ожидали их во дворе. По такому же принципу покидают школу и старшеклассники — учитель их сопровождает до выхода, — замечает Т. Андреева.
Кстати, в Китае профессия педагога престижна и востребована среди мужчин. У них неплохая зарплата.
Еще одним интересным объектом посещения столичной делегации стала профессиональная школа Чанчджэн. Сюда на основании экзаменов поступают дети после начального образования и учатся до 9-го класса. Главная задача школы — подготовить выпускника к вузу или к работе на высокотехнологичном производстве.
— Здесь развивают профессиональные компетенции учеников. Есть центр робототехники, где дети учатся конструировать, разбираться в схемах. В результате у них получаются очень серьезные работы. Весь учебный процесс выстроен на межпредметных связях: дети не просто отдельно изучают химию, физику, биологию. А учатся применять знания из разных областей для решения практических задач, — отмечает участник делегации.
В профессиональной школе много оборудования для трудового воспитания: гончарные мастерские с кругами и печами для обжига, сверлильные и лазерные станки, электролобзики и прочее. Работают на них как мальчики, так и девочки. Здесь нет обучения определенной профессии — дети приобретают универсальные навыки.
Примечательно, что в китайских школах приветствуют, когда дети, начиная с 6-го класса, ходят на работу к родителям — приучаются к труду!
В завершение дней Минска в Шанхае состоялся круглый стол с участием представителей столичного комитета по образованию и их китайских коллег по вопросам взаимодействия общеобразовательных учреждений обеих стран. Звучали предложения по открытию центра белорусской культуры в Шанхае, а также по организации не только студенческих обменов, но и школьных. Как отметила председатель комитета по образованию Мингорисполкома Мария Киндиренко, только в Минске китайский язык изучают в 14 школах, и он очень востребован у детей и родителей.
Фото предоставлено комитетом по образованию Мингорисполкома
Источник: Агентство "Минск-новости"