Школа МФТИ: почему белорусский 10-классник выбрал учебу вместо каникул
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Школа МФТИ: почему белорусский 10-классник выбрал учебу вместо каникул

687 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

С 9 по 21 июня в Московском физико-техническом институте (МФТИ) работала первая смена летней Олимпиадной школы для учеников 7-8 и 10 классов. В МФТИ со всей России, а также ряда зарубежных стран, съехались дети, которые хотят потратить свои летние каникулы не на обычные подростковые радости, а на учебу. Попасть в эту школу можно, только сдав экзамены.

Что же за дети съехались позаниматься учебой, пожертвовав радостями лета? Как устроена эта необычная школа? И есть ли в ней ученики из Беларуси? Чтобы получить ответы на эти вопросы, журналисты Sputnik отправились в МФТИ.

Самый трудный вуз

Хотя в официальном наименовании МФТИ называется московским институтом, большая часть его корпусов расположена в подмосковном городе Долгопрудный. Комплекс институтских корпусов напоминает живописный парк. И на Новосибирский Академгородок здесь все тоже очень похоже.

Алексей Малеев, проректор МФТИ по международным программам и цифровым инновациям, подтверждает возникшие ассоциации. После войны руководство СССР решило создать на территории поселка Дирижаблестрой (так тогда назывался Долгопрудный) – советский аналог Кембриджа, а Академгородок в Новосибирске построили уже потом. Образцом стал как раз МФТИ.

Студент Физтеха (так неофициально называют МФТИ) – высокое звание. Это самый трудный для поступления вуз России, с самым высоким проходным баллом по ЕГЭ. Долгое время на первом месте был МГИМО, но в 2017 году уступил пальму первенства. В МФТИ учились и преподавали лауреаты Нобелевской премии.

Когда наступает лето, в Физтех съезжаются школьники. Понятно, что не простые. Это победители олимпиад, будущая интеллектуальная элита своих стран. Проректор Алексей Малеев рассказывает нам, что в первой смене Олимпиадной школы нынешнего года, помимо российских школьников, участвуют ребята из Беларуси, Узбекистана, Казахстана. Есть один ребенок из Сингапура. Всего же за семь лет через летнюю Олимпиадную школу МФТИ прошли дети из 15 государств.

"Однажды к нам заезжала девушка, очень толковая и одаренная, из Великобритании, – вспоминает проректор. – Она говорит на русском языке, родилась в русскоязычной семье. Она сразу спросила: "Сколько у вас смен?" Сейчас у нас три летние смены, а тогда было две. Девушка тут же захотела остаться на обе. У меня тогда появилось ощущение, если бы у нас было шесть смен подряд, она бы осталась на все".

С некоторыми научными школами в бывших республиках СССР у МФТИ сложилось давнее и прочное сотрудничество.

"У нас развито сотрудничество, например, с самаркандским университетом, – рассказывает преподаватель математики Михаил Подаев. – Мы проводили совместные научные конференции. Там хорошая научная школа, и математике уделяется большое внимание. Есть очень хорошие, интересные школы в Беларуси, Казахстане. Одаренные юные математики приезжали к нам из Тирасполя".

Как работает Вселенная

По словам проректора Алексея Малеева, в этом году МФТИ рассчитывает принять на летние смены Олимпиадной школы около 900 одаренных учеников, а желающих оказаться в Долгопрудном гораздо больше. Более двух тысяч. Берут не всех.

"У нас есть входное тестирование, – объясняет проректор. – Оно достаточно простое. Школьнику нужно не столько продемонстрировать высокий уровень знаний, сколько желание заниматься наукой. Тестовое задание – заочное. Можно спросить кого-нибудь о решении, поискать ответ в учебнике. Главное – решить эту задачу и прислать ее нам в течение определенного срока".

Беларусь в этой смене представлял 17-летний Алексей Кирковский, он закончил десятый класс гимназии №10 Минска.

"Сначала я интересовался олимпиадной математикой, – рассказывает Алексей. – Но уже потом понял, что мне ближе физика. Сейчас сфера моих интересов – электростатика и все, что связано с полями. Изучение полей приблизит нас к пониманию того, как работает Вселенная. Это сейчас развивающаяся отрасль. Именно в теоретической физике. Практическое применение, наверное, придет уже позже. После открытия законов, которые мы сейчас изобретаем".

Бытовыми условиями Алексей доволен.

"Мне нравится, что здесь много свободы, – говорит школьник из Минска. – Нет постоянного надзора со стороны вожатых. В столовой хорошее питание. В других лагерях, где я был, там, во-первых, нет выбора, что взять, а здесь он предоставляется. И очень хорошие занятия. Я узнал о себе действительно что-то новое, хотя на достаточно высоком уровне у нас занимался олимпиадной физикой".

В олимпиадном лагере юный белорусский физик чувствует себя как дома.

"Долгопрудный очень похож на Беларусь, – говорит Алексей. – Я даже не могу назвать какие-то отличия. Хотя Москвы я, получается, и не видел".

Новые решения сложных задач

Учеба занимает шесть часов в день или, как говорят в институте, три пары. Две обязательных, одна факультативная, по собственному выбору каждого учащегося. Есть и домашние задания. Однако в отличие от обычной школы, здесь его не выполняют в тетрадке, которую сдают на проверку.

"Наши домашние задания сдаются очно, – говорит проректор Алексей Малеев. – Ученик должен подойти к преподавателю сам и рассказать о решении. Очная форма очень важна. Ведь в ходе беседы можно обратить внимание ученика на те места в решении, где логика потеряна. В этом смысле учитель не оценивает, что правильно, а что нет. Это наставник, который подсказывает, как правильно разобраться с задачей. А иногда нам ученики рассказывают что-то новое, чего мы даже не ожидали, не знали, что поставленную задачу можно решить еще и так".

Несколько лет назад один из учеников Олимпиадной школы открыл новое решение знаменитой математической задачи Данцера-Грюнбаума, над которой долгие годы ломали голову лучшие умы.

В кампусе МФТИ есть все условия не только для занятий наукой. Победители олимпиад часть своего времени уделяют еще и спорту. Мы, например, стали свидетелями футбольного матча, где ученики играли против преподавателей. Есть и бассейн.

Очень популярны среди учеников и вожатых квесты, которые разыгрываются в Олимпиадной школе чуть ли не ежедневно.

При этом понятно и то, что подросткам-математикам ничто человеческое не чуждо. Не сказать, чтобы олимпиадники хулиганили, но дисциплину они все-таки, бывает, нарушают. Например, решают задачки после отбоя.

Источник: sputnik.by

687 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок