НеДетские игры: как избежать компьютерной зависимости и ее последствий для здоровья
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

НеДетские игры: как избежать компьютерной зависимости и ее последствий для здоровья

Компьютеры, мобильные телефоны и планшеты давно стали неотъемлемой частью жизни детей и подростков, однако увлечение гаджетами не всегда идет им на пользу. Чем опасно чрезмерное погружение в виртуальный мир,  рассказали в Минском городском центре гигиены и эпидемиологии.

77 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

С одной стороны, компьютерные технологии помогают детям и подросткам развивать внимание, логическое и творческое мышление, учат самостоятельно принимать решения и быстро переключаться с одного действия на другое. С другой — несут определенный риск для здоровья. От долгого времени перед экраном монитора страдает зрение, от неправильной позы за компьютерным столом — осанка. Постепенно появляется хроническая усталость, которая приводит к ослаблению иммунной системы и уязвимости к стрессу.

Кроме проблем со здоровьем глобальная компьютеризация всех сфер жизнедеятельности человека приводит ко все большему погружению в виртуальный мир и увеличивает риск компьютерной зависимости.

— Компьютерная зависимость может формироваться с самого детства. Обычно это происходит, когда малыш капризничает, а его родители хотят его быстро успокоить, поэтому включают телевизор или видеоролики из интернета. В дальнейшем ребенок проводит все меньше времени с родителями и все больше — с цифровыми устройствами. До определенного времени это кажется удобным и совершенно безопасным, однако затем «вылазят» различные проблемы. К примеру, если ребенок младше 10 лет увлечен компьютером, то это может подавить интерес к обычным детским играм и общению со сверстниками, — поясняет врач-интерн отделения гигиены детей и подростков Яна Юшко.

Специалист называет факторы, которые способствуют формированию компьютерной зависимости. В первую очередь это раннее начало самостоятельной работы с компьютером, начиная уже с дошкольного возраста, длительное (более 1 часа) и частое (более трех раз в неделю) нахождение за экраном монитора. Также могут повлиять психологические особенности личности ребенка, в частности склонность к зависимому поведению. Ситуацию усугубляют неправильно организованный досуг и отсутствие хобби у ребенка.

— Большая доля ответственности лежит при этом на родителях. Недостаток поддержки, отсутствие контроля и вседозволенность с их стороны увеличивают риск зависимости и проблемы с общением у ребенка. Погружаясь в виртуальный мир, юные геймеры компенсируют нехватку эмоций и чувства безопасности в реальной жизни, создают для себя иллюзию достижения цели при победе в компьютерной игре, — продолжает врач.

Распознать компьютерную зависимость можно по нетипичному поведению детей и подростков. Правда, иногда его легко принять за проявления переходного возраста: появляются нервозность и раздражительность, склонность к негативизму, неадекватность самооценки и трудности с общением. А вот явное проявление агрессии становится тревожным звоночком. Зависимый от компьютера ребенок теряет интерес к другим занятиям, не реагирует на обращение родителей, злится, если его отвлекают от монитора, и испытывает острую потребность снова к нему вернуться. Другими «красными флагами» для родителей являются постоянные разговоры о компьютере и компьютерных играх, слезы при запрете или ограничении времени, которое можно провести с гаджетами.

— К физическим признакам зависимости можно отнести ухудшение зрения, синдром «сухого глаза», искривление позвоночника и нарушения осанки, расстройство сна, ухудшение памяти и другое. Кроме того, если подростки проводят за компьютером дольше трех часов в день, у них снижается мотивация к учебе и, соответственно, падает успеваемость. Вне игры за компьютером для зависимых характерна повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность и рассредоточенность внимания, — обращает внимание Я. Юшко.

Лучшей мерой профилактики, по ее мнению, является ограничение использования компьютеров, мобильных телефонов и планшетов. Так, дети дошкольного возраста могут быть у экранов в свободном режиме не чаще двух раз в неделю и не дольше 20 минут за раз. Родители при этом должны отслеживать, какие игры предпочитают дети, и избегать агрессивных, рассказывать ребенку о недопустимости жестокого поведения в реальной жизни и его возможных последствиях.

— Проводите больше времени с детьми, интересуйтесь их жизнью, слушайте, поддерживайте и разговаривайте, объясняйте все непонятные и сложные жизненные ситуации, чаще бывайте вместе на свежем воздухе, активно двигайтесь и соблюдайте принципы здорового образа жизни. Все это позволит сохранить здоровье вашего ребенка и снизить риск развития компьютерной зависимости, — подытоживает специалист.

Источник: «Минск-Новости»

77 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Профильные классы, экспорт услуг и учебные мастерские. Андрей Иванец о задачах системы образования на 2025 год

Министр образования Андрей Иванец во время итоговой коллегии Министерства образования рассказал о задачах, которые стоят перед системой образования в 2025 году, передает...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 196
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок