Национальное исследование качества образования (НИКО) проводится в Беларуси впервые. Это масштабный мониторинг, который затронет все регионы. Примечательно, что в нем примут участие не только дети, но родители и педагоги.
— В данном тестировании будут задействованы учащиеся 10-х классов школ и гимназий, обучающиеся первых курсов колледжей. Цель исследования — определить уровень функциональной грамотности нашей молодежи. Речь не идет про оценку знаний по учебным предметам. Ориентация — на проверку способностей детей использовать полученный на занятиях опыт для решения жизненных проблем, — отметила О. Смирнова.
Это и не совсем тестирование в привычном понимании. Задания не похожи на те, что используются, скажем, в ЦТ.
— Блок задач и упражнений ребята будут выполнять 29 ноября. Им понадобятся знания из широкого спектра учебных предметов. Исследование пройдет по четырем главным параметрам: читательская, математическая, естественнонаучная и финансовая грамотность, — уточнила О. Смирнова.
На сайте Национального института образования размещены примеры заданий. Так, при проверке читательской грамотности детям могут предложить проанализировать пост в интернете с фрагментом из Яндекс-карты, ответить на вопросы по его содержанию и даже найти фактическую ошибку у автора поста.
Задачи, предполагающие проверку финансовой грамотности, также могут быть не менее интересными и жизненными. Скажем, участники исследования должны определить, в чем заключается финансовая выгода от заблаговременного приобретения подарка. Или же проанализировать предложения различных пиццерий и выяснить, в каком объекте общепита заказывать лакомство выгоднее всего. Согласитесь, с подобными бытовыми задачами мы сталкиваемся ежедневно.
— На протяжении последних нескольких лет задания на формирование функциональной грамотности учителя применяли в своей ежедневной практике при проведении уроков, — подчеркнула О. Смирнова.
Из каждого учреждения образования примут участие в исследовании 40 старшеклассников. Методику отбора ребят определяло Министерство образования, используя специальные расчеты. Т. е. школа не могла на свое усмотрение выставить для участия, скажем, учащихся только с высокими учебными достижениями.
— Задания ребята будут выполнять на компьютере полтора часа — две 45-минутные сессии с перерывом. Результаты исследования позволят объективно оценить качество и практическую значимость знаний, которые приобретают дети во время учебы в школе. Полученная информация в дальнейшем поможет совершенствовать и корректировать содержание общего базового образования, — пояснила О. Смирнова.
Во второй день НИКО — 30 ноября — учащиеся, их родители и педагоги примут участие в анкетировании.
Источник: Комитет по образованию Мингорисполкома