Качество плюс комфорт. Выбираем школьную форму, обувь и рюкзак
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Качество плюс комфорт. Выбираем школьную форму, обувь и рюкзак

Детальный разбор школьных атрибутов провела для читателей «Настаўніцкай газеты» врач-интерн отделения гигиены детей и подростков Минского городского центра гигиены и эпидемиологии Яна Юшко.

129 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Нет – синтетике, да – натуральным тканям

– Яна Николаевна, что прежде всего нужно учитывать родителям при выборе школьной формы ребенку?

– Школьная одежда является неотъемлемой частью повседневной жизни учащегося, поэтому должна быть эргономичной, комфортной, соответствовать возрасту ребенка и сезону, быть прочной, при этом легкой, не стеснять движений и дыхания, не вызывать нарушения кровообращения, легко поддаваться чистке. Кроме того, одежда должна быть эстетичной и нравиться ученику.

Не рекомендуется выбирать ткань из химических волокон, которая подразделяется на искусственную (ацетат, вискоза) и синтетическую (лавсан, кашмилон, винил). С одной стороны, они устойчивы к воздействию окислителей, плесени и моли. А с другой – способны накапливать статическое электричество, могут выделять некоторые вредные вещества и способствовать образованию повышенной влажности и перегреванию. Также они могут привести к потертости и раздражению кожных покровов. Поэтому рекомендуется делать выбор в пользу школьной одежды из натуральных тканей.

– Какие гигиенические свойства натуральных тканей делают одежду учащегося более комфортной?

– Гигроскопичность ткани, т.е. способность поглощать или отдавать влагу. Материал, имеющий низкую гигроскопичность, при носке будет вызывать неприятные ощущения – как будто тело в футляре (замкнутость, сжатость). Самой высокой гигроскопичностью обладают шерстяные ткани, несколько меньшая поглощающая способность у натуральной шелковой нити, затем идут искусственное вискозное волокно, лен и хлопок. Также стоит обратить внимание на «дышащие» свойства ткани, к которым относят паропроницаемость и воздухопроницаемость. Чем выше эти параметры, тем лучше «дыщащие» свойства одежды и тем лучше будет ее способность поддерживать оптимальную и комфортную температуру тела, что не приведет к перегреву или переохлаждению организма. К таковым относят рыхлые и пористые шерстяные, суконные, трикотажные и шелковые ткани.

Материал, размер, каблук, подкладка… Важно всё!

– Яна Николаевна, каким гигиеническим требованиям должна соответствовать обувь для школьников?

– Детская обувь должна защищать ноги от механических воздействий: ударов, неровностей рельефа почвы, неблагоприятных условий окружающей среды. При ее выборе стоит отдавать предпочтение мягкой, легкой, удобной в носке и соответствующей погодным условиям обуви. Неправильно подобранная обувь может привести к деформациям стопы, натертостям, мозолям и утолщениям. Если туфли узкие, то в стопах нарушается кровообращение, усиливается потливость, есть вероятность врастания ногтей и развития плоскостопия. К наиболее оптимальному материалу, который соответствует всем гигиеническим требованиям, является натуральная кожа. Она очень пористая, обеспечивает должную вентиляцию, устойчива к намоканию, хорошо сохраняет тепло. Также важно обращать внимание на то, из какого материала сделана подкладка. В закрытой детской обуви не допускается стелька из искусственных и (или) синтетических материалов.

– Важно ли учитывать высоту каблука?

– Обязательно. Для девочек 7–12 лет и мальчиков 7–16 лет высота каблука должна составлять не более 25 мм, у девочек 12–16 лет – 35 мм. При использовании обуви на высоком каблуке центр тяжести переносится вперед, и упор приходится на пальцы. Походка становится нестойкой, туловище отклоняется назад, изменяется положение позвоночника и тазовых костей. Если рано начать и длительно носить такую обувь, у девушек возможно неправильное срастание тазовых костей, что может затем неблагоприятно сказаться при родах.

– Большой популярностью пользуются кеды, причем не только для уроков физкультуры.

Покупать кеды в качестве школьной обуви – это не очень хороший вариант, так как у них абсолютно плоская подошва. Если носить их постоянно, у ребенка быстро будут уставать ноги и прогрессировать плоскостопие. При выборе обуви для уроков физкультуры оптимальным вариантом будут универсальные или беговые кроссовки: они рассчитаны как минимум на бег и прыжки и удерживают стопу в правильном положении. В кроссовках маловероятно растяжение мышц и перенапряжение связок, а подошвы у них обладают прекрасной амортизацией.

Выбираем правильный рюкзак

– Чему отдать предпочтение: ранцу, рюкзаку или ученическому портфелю?

– Для учащихся начальной школы предпочтительно рассмотреть вариант покупки ранца. Главное отличие ранца от других аналогичных изделий состоит в жестком (твердом) корпусе и твердом дне. Это является преимуществом, так как помогает правильно распределять вес внутри изделия. Лучше, чтобы твердое дно было сделано не из пластика, а из современного прочного синтетического износостойкого и водонепроницаемого материала, который легко очищается. Это предотвратит быструю изнашиваемость нижней части ранца, деформацию его формы, поможет сохранить опрятный вид тетрадей и учебников, а также защитит их от промокания.

– Правильный рюкзак не может быть без ортопедической спинки, верно?

– Да, лучше отдать предпочтение изделию с ортопедической спинкой. Она обязательно должна быть жесткой. Рекомендуемая высота передней стенки – 30–36 см, ширина – 20–26 см, глубина – 6–10 см. В нижней части спинки очень важно наличие дополнительного валика или подушечки, который (-ая) будет служить упором для поясницы и нести на себе основную нагрузку. Желательно выбирать изделия из легкой и прочной ткани, не пропускающей влагу и устойчивой к воздействию солнечных лучей и низкой температуры. Портфели, ранцы и рюкзаки должны быть изготовлены из материалов контрастных цветов, предусматривать детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане – это сделает ребенка заметным в темное время суток. Внутри обязательно должно быть несколько отделений для облегчения распределения нагрузки. Ближе к спине складываются тяжелые учебники, а в другом отделении размещаются тетради, пенал и другие легкие школьные аксессуары. Это позволит не навредить здоровью школьника.

– Какой допустимый вес пустого рюкзака?

– Для учащихся начальных классов – не более 600–700 г, для средних и старших классов – не более 1 кг. Излишний вес может стать причиной нарушения осанки и возникновения сколиоза. Именно поэтому при покупке школьного ранца важно обратить внимание на этот параметр.

Носить рюкзак следует в верхней части спины, с фиксацией широкими лямками на плечах. Ширина плечевого ремня не должна быть слишком узкой, в верхней части она должна составлять 6–7 см, чтобы ранец (рюкзак) было удобно нести и он не приводил к образованию потертостей на коже. В нижней части плечевого ремня должно предусматриваться приспособление, позволяющее менять длину ремней в соответствии с ростом ребенка и характером одежды. Ремни также должны иметь разъем, облегчающий надевание и снимание ранца (рюкзака).

Источник: Издательский дом «Педагогическая пресса»

129 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Директор школы, гимназии, лицея» № 11 (2024) за 5 минут: контроль питания в УОСО, простые решения для директора по мониторингу адаптации учащихся, все нюансы персонифицированного учета в соответствии с актуальными изменениями

Кроме того, в 11-м номере журнала: • Проблема совмещения и совместительства с коррупционным окрасом • Административная ответственность за нарушение законодательства о...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 199
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок